ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

VI ВСЕРОССИЙСКИЕ ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
«Современная российская школа:
социально-ориентированная модель управления».
Москва, Январь 2014 года.

доктор медицинских наук
ВИРАБОВА АННА РАФАИЛОВНА
профессор Кафедры гигиены детей и подростков Педиатрического факультета Первого Московского Государственного Медицинского Университета им. И.М.Сеченова;
директор Центра образования «Школа здоровья «САМСОН»

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ РОССИИ КАК ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНО-ШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.

Здоровье детей России в настоящее время является серьезной государственной проблемой, обусловленной стойкой тенденцией к ухудшению состояния здоровья уже с дошкольного возраста.

Число абсолютно здоровых детей за последнее десятилетие уменьшилось почти в 3 раза и составляет 5,6%. Число детей с функциональными нарушениями и хроническими заболеваниями в дошкольном и школьном возрасте в последние годы увеличилось в 2 раза и составляет 27% в дошкольном возрасте, 50% в младшем и 60% в старшем школьном возрасте, функциональные нарушения переходят в разряд хронической патологии.

Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки обучающихся в современной школе делают задачу сохранения и укрепления здоровья детей одной из приоритетных. Лишь 5-10% детей приходят в школу с заключением «здоров». Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника. Значительная часть нынешних детей име¬ет повышенную нервную возбудимость и физическую ослабленность.

Ухудшение здоровья детей стало серьезной педагогической проблемой, так как осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие, вызывает отклонения в социальном поведении.

Здоровье растущего организма определяется целым комплексом социально-экономических, экологических и других факторов, среди которых значимая роль принадлежит образовательным учреждениям, где дети проводят бо?льшую часть своего жизненного времени.

Сегодня, очевидно, что каждая школа непрерывного образования должна быть «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся одна из важнейших функций образовательных учреждений [3].

Вариативность школьного обучения, закрепленная Законом РФ «Об образовании», право выбора обучающих программ и педагогических технологий, интенсификация обучения и увеличение объема учебно-воспитательных нагрузок, расширение спектра дополнительных образовательных услуг нередко приводят к перегрузкам детей, превращая учебную деятельность в фактор риска для их здоровья [1]. В результате научных исследований были получены многочисленные подтверждения четкой зависимости степени и характера ухудшения состояния здоровья детей от объема и интенсивности учебного материала, а также от различных вариантов организации учебно-воспитательного процесса [10].

В настоящее время все более востребованными становятся педагогические технологии, которые помимо образовательного эффекта предполагают здоровьесбережение.

Нами представлены результаты изучения, влияния инновационной педагогической технологии персонализации, на функциональное состояние и здоровье учащихся, в условиях организации здоровьесберегающей образовательной среды.

Здоровьесберегающие технологии в Центре непрерывного образования школе здоровья «Самсон» реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, который предполагает активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности ученика, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей [11].

Стратегической целью организации школы здоровья «Самсон» в 1992 г. являлось создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня и развития имеющегося здоровья, разработки и внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий, среды, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья и активной жизненной позиции детей в отношении собственного здоровья.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе школы здоровья «Самсон» заключаются в:

  1. Адекватных условиях обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания).
  2. Рациональнойй организации учебного процесса (в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями).
  3. Соответствии учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.
  4. Возрастном медико-психолого-педагогическом сопровождении.
  5. Необходимом, достаточном и рационально организованном двигательном режиме.
  6. Регулярном горячем и диетическом питании.

В структуре школы создан и функционирует медицинский оздоровительный центр укомплектованный медицинскими кадрами (врач, процедурная сестра, диетсестра, массажист). Задачей медицинского центра является создание оздоровительно-профилактической системы позволяющей получить базовое образование без ущерба для здоровья учащегося, оказание медицинской помощи и обеспечение ежегодного углубленного медицинского осмотра всех дошкольников и учащихся школы.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей, невозможно без профилактической работы, которая осуществляется на основе разработанного комплекса мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышение способности детского организма противостоять различного рода воздействиям внешней среды.

Результат такой работы выразился в:

  • изменении отношения самих детей к своему здоровью;
  • улучшении физического развития и физической подготовленности учащихся;
  • стабилизации физиологического и психического благополучия воспитанников и учеников.

Здоровьесбережение в школе - это сохранение имеющегося здоровья по принципу «не навреди», укрепление здоровья в процессе физического роста и развития ребенка, выявление состояния предболезни и профилактика острых и хронических заболеваний; формирование понимания здорового образа жизни, ценностного отношения к собственному здоровью, проведение обязательной диспансеризации детей для профилактики заболеваний [9].

В Российской Федерации национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 г. и рассчитан на период до 2000 г. [2].

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из национальных приоритетов России. В посланиях Президента РФ Федеральному Собранию ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли своё отражение в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [4], концепции демографической политики России на период до 2025 г. [5]. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» [6] и «Образование» [7], а так же введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения (ФГОС), (Пр. Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009) [8], ориентированного на создание условий для максимального развития и индивидуальности ребенка, его способностей, интересов, на формирование универсальных учебных действий, осознание ценности здорового образа жизни, отношения к собственному здоровью и окружающей среде.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции, но вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды остаются острыми, продолжает сокращаться численность детского населения, у значительной части детей дошкольного и школьного возраста обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

Не смотря на наблюдающийся в последние годы рост рождаемости, число детей в возрасте до 17 лет сократилось за 10 лет с 31,6 млн. в 2002 г. до 25 млн. в 2011 г. [3].

В.В.Путин своим Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в РФ, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, постановил: Утвердить национальную стратегию действий в интересах детей России на 2012-2017 г.г.

Во 2ом разделе «Ключевые принципы национальной стратегии», среди 8ми основополагающих вопросов есть 4-й «Сбережение здоровья каждого ребенка», где говорится, что в Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях, максимальную реализацию потенциала каждого ребенка, и уделение особого внимания уязвимым категориям детей.

В параграфе IV

  • Анализируется ситуация о недостаточности внимания со стороны государства подросткам в возрасте от 10 до 18 лет, о несоблюдении прав обучающихся в образовательных учреждениях на охрану и укрепление здоровья, проведение диспансеризации и иммунизации;
  • Указывается на восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях;
  • Необходимость распространения здоровьесберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Возможность реализации программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни;
  • Проведение мониторинга по стандартной оценке качества жизни ребенка, включая эмоциональный, коммуникативный и психо-соматический компоненты;
  • Формирование культуры здорового питания детей и подростков, обеспечение качества и режима питания – что есть залог здоровья ребенка, для чего необходимо осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения горячим питанием и регулярных проверок качества питания в образовательных организациях.

В перечне основных направлений реализации Национальной стратегии есть крайне важные для возможности формирования здоровьесберегающей среды в дошкольных и общеобразовательных учебных организациях:

  • доступность качественного обучения и воспитания,
  • здравоохранение, дружественное к детям,
  • здоровый образ жизни.

Квинтэссенцией основных направлений являются:

  • качественное дошкольное, начальное и общее школьное образование;
  • качественная учебно-воспитательная работа;
  • обеспечение социализации;
  • профилактика заболеваний;
  • медицинская помощь в образовательных учреждениях;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • внимание уязвимой категории детей;
  • подростковое наблюдение;
  • охрана и укрепление здоровья детей в образовательных организациях всех типов;
  • диспансеризация;
  • восстановление медицинских кабинетов в образовательных учреждениях;
  • распространение здоровьесберегающих технологий и технологий «Школ здоровья» на все образовательные учреждения;
  • гигиеническое воспитание;
  • воспитание ценности собственного здоровья;
  • обеспечение качества и режима питания;

Для практического осуществления этих важных для жизни нашего общества моментов, указанных в национальной стратегии действий в интересах детей России, необходима совместная ответственность педагогического коллектива учебной организации и врачей-специалистов, которые в полной мере должны будут фактически выполнять бо??льшую часть перечисленных мер, осуществлять контроль, этапный мониторинг и формирование здоровьесберегающей образовательной среды дошкольного и общеобразовательного учреждения.

Здоровье учеников это здоровье будущих поколений граждан России, и школа ответственна за благополучное будущее своей страны.

Сохранение здоровья детей - наиглавнейший необходимый фактор решения общегосударственной задачи: оптимизации демографической ситуации России, увеличения народонаселения нашей страны.

Библиография:

  1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года (Национальный план действий в интересах детей), утверждены Указом Президента РФ от 14.09.1995 № 942.
  3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
  5. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351.
  6. Приоритетный национальный проект «Здоровье», объявлен в Обращении Президента РФ на встрече с членами Правительства, Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 05.09.2005.
  7. Приоритетный национальный проект «Образование», объявлен в Обращении Президента РФ на встрече с членами Правительства, Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 05.09.2005.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644).
  9. Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. «Личностно ориентированное обучение детей и подростков: гигиенические проблемы и пути решения (монография)». – М.: «Пробел-2000», 2006. - 436 с.: илл.
  10. Вирабова А.Р. «Развитие здоровьесберегающей среды в системе образования на основе интеграции ресурсного обеспечения (монография)». - М.: Пробел-2000, 2012. - 292 с.:илл.
  11. «Здоровьесбережение и экологическое воспитание как главное направление реализации национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 г.г. (материалы научно-практического семинара)» - М.: Пробел-2000, 2013 - 96 с.:илл.

Вернуться к списку статей...