ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

VI ВСЕРОССИЙСКИЕ ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
«Современная российская школа:
социально-ориентированная модель управления».
Москва, Январь 2014 года.

КОЗЛОВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
1-й зам. директора по учебному процессу
Центра образования «Школа здоровья «САМСОН»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
В НОУ ЧГЭШ «САМСОН».

Реализация здоровьесберегающего компонента в образовании – приоритетное направление в деятельности педагогического коллектива, так как обеспечивает повышение качества образования, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Образовательный процесс в нашей школе строится на принципах: непрерывности, интегративности, целостности, научности, поляризации.

Непрерывность дошкольного, начального, основного и полного образований, оптимальная интеграция общего и дополнительного образования, целостность безопасного образовательного пространства, благоприятного для сохранения и укрепления здоровья школьников, объединение в общий функциональный комплекс всех составляющих личностно-ориентированного и здоровьесберегающего подходов, поляризация образовательной среды с выделением разно акцентированных пространств (кабинеты, лаборатории, компьютерный класс, библиотека, спорткомплекс, музыкальная и художественная студии, зон релаксации и т. д.) - всё это характеризует школу «Самсон» как школу здоровья. Концепция деятельности школы «Самсон» носит гуманистический характер: ребенок – главная ценность в педагогическом процессе, он активный субъект обучения и воспитания. Обучение осуществляется в личностно-ориентированной парадигме.

Для эффективного функционирования Центра образования школы здоровья составляется комплексный план работы на учебный год, который выдаётся каждому сотруднику. Предварительно сбалансированное урегулирование всех составляющих комплексного плана, разумная расстановка мероприятий всех служб, дозировка их по времени улучшают возможности образовательного процесса и делают его воздействие более устойчивым и результативным. Причём принимают участие в составлении комплексного плана все участники образовательного процесса в соответствии с принципами рефлексивного и корпоративного управления и благодаря кластерному подходу.

Одним из методов организации образовательного процесса является разработанный единый школьный режим, включающий расписание уроков и внеурочной деятельности (кружков, клубов, секций, творческих объединений дополнительного образования), постоянный график всех ИМ совещаний, НПС (так, например, днём методической работы в школе объявлен понедельник, в пятницу установлен единый день проведения общешкольных воспитательных мероприятий, заседание НОУ проходит в четверг и т. д.).

Организация образовательного процесса в школе «Самсон» осуществляется в здоровьесберегающем режиме. Выстроено единое сбалансированное расписание учебных занятий и организации второй половины дня, которое обеспечивает смену характера деятельности учащихся. Режим школы предусматривает ежедневные занятия спортом в рамках Программы единого спортивного часа, автором которой является директор школы, доктор медицинских наук Вирабова А. Р.

Учитывая специфику работы школы в режиме полного дня к двум урокам физической культуры добавлен 1 час общей физической подготовки, урок плавания, аэробики (или хореографии) и атлетической гимнастики в тренажёрном зале. Учащиеся, освобождённые от физкультуры, включены в группы ЛФК по направлению врача, посещают занятия по релаксации у психолога. Ежедневные занятия спортом, пребывание на свежем воздухе способствуют укреплению здоровья учащихся, снятию перенапряжения и умственной усталости. Второй половине дня предшествует 25-ти минутный обеденный перерыв, самоподготовка начинается после активной прогулки на свежем воздухе. Вторая половина дня предоставляет возможность посещения факультативов, спецкурсов, секций, кружков и студий по интересам учащихся.

Для более успешной подготовки домашних заданий организовано ежедневное дежурство учителей-предметников, которые оказывают как групповую, так и индивидуальную поддержку учащимся. В соответствии с научными требованиями в нашей школе режим дня школьников строится дифференцированно с учётом возрастных и физиологических особенностей детей. Предусматривается целесообразное чередование всех видов деятельности учащихся в течение дня, активные прогулки с играми на свежем воздухе, регулярное питание, повышение двигательной активности за счёт увеличения занятий спортом. Школьный день начинается с утренней гимнастики. В школе «Самсон» реализуется принцип персонализированного обучения. Для каждого учащегося составляется индивидуальный план занятий.

Реализация индивидуальных планов осуществляется за счёт часов школьного компонента, дополнительного образования, программы музейно-экскурсионного сопровождения, созданной в школе. Изучение индивидуальных особенностей учащихся и использование полученных знаний о ребёнке способствует более полному его развитию, реализации его творческого потенциала, повышению качества образования в целом. При необходимости разрабатываются индивидуальные программы, позволяющие ликвидировать имеющиеся у ребёнка проблемы в обучении или обучать его на более продвинутом уровне по программе «одарённые дети». Таким образом в школе создана и действует система «ученик-класс», которая может охватывать как полностью индивидуальное расписание уроков ребёнка, так и отдельный предмет, в зависимости от причин, явившихся основанием для реализации системы «ученик-класс» для конкретного ребёнка из группы сверстников.

В школе созданы условия для самореализации учащегося в различных видах познавательно-исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях. Учащиеся школы являются активными членами научного общества «Эврика», на заседаниях которого проходит защита индивидуальных и групповых проектных работ, а на итоговой конференции – защита общешкольного проекта. Тема этого года «Экология большого города и здоровье человека».

Дополнительное образование, представленное образовательным и досуговым блоками, направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка, расширение его кругозора и способствует интеллектуальному развитию личности. Дополнительное образование осуществляется по направленностям: физкультурно-спортивное (каратэ, футбол, мини-футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, шахматы, плавание); художественно-эстетическое (фортепиано, гитара, художественное творчество, вокально-хоровой ансамбль, волшебная кисточка, студия «Юный художник», мягкая игрушка. студия хореографии, современные эстрадные танцы, сольное пение); военно-патриотическое, объединение «Патриот»; туристко-раеведческое направление (юные судьи туристических соревнований, «Я - москвич»); культурорологическое («Юный журналист», «Мои друзья – книги», «Дискуссионные вопросы истории», «Сочини сказку»); Научно-техническое (компьютерная графика, «Мой друг, компьютер», «Будущий программист»). Таким образом дополнительное образование в школе «Самсон» предоставляет возможность каждому ребёнку открыть и развить в себе различные способности и таланты. Образовательный процесс в Центре образования школе здоровья «Самсон» осуществляют квалифицированные педагоги.

Обеспечению здоровьесберегающего качества образовательной среды школы способствуют творческие группы педагогов и специалистов, работающие над различными актуальным проблемам модернизации школы. В настоящее время в школе действует шесть таких творческих объединений: здоровьесберегающие технологии; ноосферное образование; учебное занятие как показатель профессиональной компетенции учителя; система оценивания достижений учащихся; интегративность в образовании; подготовка учащихся к ЕГЭ; личностно-ориентированные технологии образования.

Созданию условий для формирования творчества и инновационного поля в педагогическом коллективе служит методическая работа. Вся система методической работы направлена на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а также на совершенствование образовательного процесса и достижение оптимального уровня развития личности каждого школьника. Интерактивные формы проведения педагогических советов, научных семинаров обеспечивают поддержку профессиональной инициативы сотрудников. За несколько последних лет было выпущено более 20 методических сборника с самой разнообразной тематикой: «Сохранение и укрепление здоровья средствами образования», «Использование информационных технологий как условие повышения качества образовательного процесса», «Учебное занятие как показатель профессиональной компетенции и мастерства учителя», «Творчество педагога как условие повышения качества воспитания школьника» «Контроль и учёт знаний и достижений», «Интегративность образования как методический ресурс учебно-воспитательного процесса» и др.

Огромную роль в реализации здоровьесберегающего компонента, формирования и развития личности ребёнка играет воспитательная работа в школе. Для совершенствования системы воспитательной работы в школе создан институт кураторства –педагогов, которые осуществляют функции освобожденного классного руководителя и воспитателя ГПД. Куратор – старший товарищ, который координирует педагогическое воздействие на ребенка всех участников образовательного процесса, осуществляет воспитательную работу в классном коллективе, является частью воспитательной системы школы. Кураторы выполняют функцию тьюторского сопровождения.

Основное назначение воспитательной системы школы «Самсон» – это формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком ХХI века. Педагогическое управление процессом развития личности эффективно и результативно реализуется, благодаря модели Центр образования «школа здоровья», т.к. персонализированное обучение представляет собой комплексный подход к процессу пребывания каждого ребёнка в школе полного дня. На отдельного ребёнка работают все службы школы: психологическая, логопедическая, медицинская, методическая, а также институт кураторства, служба охраны порядка, транспортная и т. д.

Таким образом, в ЦО школе здоровья Самсон созданы все условия для реализации программы укрепления и сохранения здоровья учащихся при высоком качестве обучения на основе реализации ресурсного подхода к организации образовательного процесса.

Вернуться к списку статей...