Круглый стол «Медицинское обеспечение детей и подростков в образовательных организациях» в Общественной палате РФ.
доктор медицинских наук
ВИРАБОВА АННА РАФАИЛОВНА
профессор Кафедры
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ДОШКОЛЬНО-ШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КАК ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ РОССИИ.
Здоровье детей России является серьезной государственной проблемой, имеющей стойкую тенденцию к ухудшению состояния здоровья уже с дошкольного возраста.
Число абсолютно здоровых детей за последнее десятилетие уменьшилось почти в 3 раза и составило 5,6%; с функциональными нарушениями и хроническими заболеваниями в дошкольном и школьном возрасте увеличилось в 2 раза: 27% в дошкольном, 50% в младшем и 60% в старшем школьном возрасте, функциональные нарушения переходят в разряд хронической патологии.
Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки в современной школе делают задачу сохранения и укрепления здоровья детей одной из приоритетных. Лишь 5-10% детей приходят в школу с заключением «здоров». Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника. Значительная часть нынешних детей име¬ет повышенную нервную возбудимость и физическую ослабленность.
Ухудшение здоровья детей стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие, вызывает отклонения в социальном поведении.
На здоровье растущего организма влияет целый комплекс социально-экономических, экологических и других факторов, важная роль принадлежит образовательным учреждениям, где ежедневно дети проводят бо?льшую часть активного времени суток.
Вариативность школьного обучения, закрепленная Законом РФ «Об образовании», право выбора обучающих программ и педагогических технологий, интенсификация обучения, увеличение объема учебно-воспитательных нагрузок и расширение спектра дополнительных образовательных услуг нередко приводят к перегрузкам детей, превращая учебную деятельность в фактор риска для их здоровья. В результате научных исследований получены многочисленные подтверждения четкой зависимости степени и характера ухудшения состояния здоровья детей от объема и интенсивности учебного материала, а также от различных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время все более востребованными становятся педагогические технологии, которые помимо образовательного эффекта предполагают здоровьесбережение.
Нами представлены результаты изучения, влияния инновационной педагогической технологии персонализации, на функциональное состояние и здоровье учеников, в условиях организации здоровьесберегающей образовательной среды.
Здоровьесберегающие технологии в Центре непрерывного образования школе здоровья «Самсон» реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, предполагающего участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения.
Стратегической целью организации школы здоровья «Самсон» в 1992 г. являлось создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению, поддержанию уровня и развития имеющегося здоровья, разработки и внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий, среды, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья и активной жизненной позиции детей в отношении собственного здоровья.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе Центра образования «Самсон» заключаются в:
- Адекватных условиях обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения и воспитания).
- Рациональной организации учебного процесса (в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными психо-физиологическими особенностями и гигиеническими требованиями).
- Соответствии учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.
- Медико-психолого-педагогическом сопровождении.
- Необходимом, достаточном и рационально организованном двигательном режиме.
- Регулярном горячем и диетическом питании.
В структуре школы организован укомплектованный медицинскими кадрами оздоровительный центр (врач, процедурная сестра, диетсестра, массажист), задача которого создание оздоровительно-профилактической системы, позволяющей получить базовое образование без ущерба для здоровья ученика, оказание медицинской помощи и обеспечение ежегодного углубленного медицинского осмотра всех дошкольников и учащихся школы.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей, невозможно без профилактической работы, которая осуществляется на основе разработанного комплекса мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышение способности детского организма противостоять различного рода воздействиям внешней среды.
Результат такой работы выразился в:
- улучшении физического развития и физической подготовленности учащихся;
- изменении отношения самих детей к своему здоровью;
- стабилизации физиологического и психического благополучия воспитанников и учеников.
Здоровьесбережение в школе - это сохранение имеющегося здоровья по принципу «не навреди», укрепление здоровья в процессе физического роста и развития ребенка, выявление состояния предболезни и профилактика острых и хронических заболеваний; формирование понимания здорового образа жизни, ценностного отношения к собственному здоровью, проведение обязательной диспансеризации детей.
В Российской Федерации национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 г.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из национальных приоритетов России. В посланиях Президента РФ Федеральному Собранию ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли своё отражение в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и в концепции демографической политики России на период до 2025 г. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», а так же введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения (ФГОС), (Пр. Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009), ориентированного на создание условий для максимального развития и индивидуальности ребенка, его способностей, интересов, на формирование универсальных учебных действий, осознание ценности здорового образа жизни, отношения к собственному здоровью и окружающей среде.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции, но вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды остаются острыми, продолжает сокращаться численность детского населения.
Не смотря на наблюдающийся в последние годы рост рождаемости, число детей в возрасте до 17 лет сократилось за 10 лет с 31,6 млн. в 2002 г. до 25 млн. в 2011 г.
В.В.Путин своим Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в РФ, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, постановил: Утвердить национальную стратегию действий в интересах детей России на 2012-2017 г.г.
Во 2ом разделе «Ключевые принципы национальной стратегии», среди 8ми основополагающих вопросов есть 4-й «Сбережение здоровья каждого ребенка», где говорится, что в Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях, максимальную реализацию потенциала каждого ребенка, и уделение особого внимания уязвимым категориям детей.
В параграфе IV
- Анализируется ситуация о недостаточности внимания со стороны государства подросткам в возрасте от 10 до 18 лет, о несоблюдении прав обучающихся в образовательных учреждениях на охрану и укрепление здоровья, проведение диспансеризации и иммунизации;
- Указывается на восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях;
- Необходимость распространения здоровьесберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Возможность реализации программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни;
- Проведение мониторинга по стандартной оценке качества жизни ребенка, включая эмоциональный, коммуникативный и психо-соматический компоненты;
- Формирование культуры здорового питания детей и подростков, обеспечение качества и режима питания – что есть залог здоровья ребенка, для чего необходимо осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения горячим питанием и регулярных проверок качества питания в образовательных организациях.
В перечне основных направлений реализации Национальной стратегии есть крайне важные для нашей дискуссии:
- доступность качественного обучения и воспитания,
- здравоохранение, дружественное к детям,
- здоровый образ жизни.
Квинтэссенцией основных направлений являются:
- профилактика заболеваний;
- медицинская помощь в образовательных учреждениях;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- внимание уязвимой категории детей;
- подростковое наблюдение;
- охрана и укрепление здоровья детей в образовательных организациях всех типов;
- диспансеризация;
- восстановление медицинских кабинетов в образовательных учреждениях;
- распространение здоровьесберегающих технологий и технологий «Школ здоровья» на все образовательные учреждения;
- гигиеническое воспитание;
- воспитание ценности собственного здоровья;
- обеспечение качества и режима питания;
Для практического осуществления этих важных для жизни нашего общества моментов, указанных в национальной стратегии действий в интересах детей России, необходим ответственный специалист – школьный врач.Это специалист – профессионал с высшим медицинским образованием, который в полной мере должен будет фактически выполнять бо??льшую часть перечисленных мер, осуществлять контроль, этапный мониторинг и формирование здоровьесберегающей образовательной среды дошкольного и общеобразовательного учреждения.
Школьный врач – специальность, которая в настоящее время отсутствует в тарификаторе профессий в России.
Считаем необходимым и предлагаем законодательно утвердить эту медицинскую специальность и установить в каждом образовательном учреждении трудовую вакансию по должности школьный врач.
«Здоровье учеников – это здоровье будущих поколений граждан России, и школа ответственна за благополучное будущее своей страны, а в школе должен быть школьный врач.»
«Сохранение здоровья детей это необходимый фактор достижения государственной цели - увеличения народонаселения нашей страны.»