ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

VII ВСЕРОССИЙСКИЕ ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
«Отечественное образование:
современное состояние и перспективы развития».
Москва, Январь 2015 года.

доктор медицинских наук
ВИРАБОВА АННА РАФАИЛОВНА
профессор Кафедры гигиены детей и подростков Педиатрического факультета Первого Московского Государственного Медицинского Университета им. И.М.Сеченова;
директор Центра образования «САМСОН»

АВДОШИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА
заместитель директора по воспитательной работе Центра образования «САМСОН»

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЦЕНТРЕ ОБРАЗОВАНИЯ «САМСОН».

Стратегические ориентиры развития российского образования призваны обеспечить формирование гражданских ценностей и убеждений у подрастающего поколения: воспитывать гражданина и патриота; формировать в человеке чувство чести и собственного достоинства, гуманизм, высокую духовность и нравственность; нести в себе межнациональную, межэтническую солидарность; развивать веротерпимость, миролюбие, толерантность; выстраивать уклад жизни каждого учебного заведения на принципах педагогики сотрудничества и сотворчества детей и взрослых.[4,5]

Одна из главных проблем современной школы – эффективно реализовывать воспитательный компонент содержания образования. Стремление дать хорошее образование на фоне отсутствия стабильности во всех областях нашей жизни пугает резким падением воспитанности молодежи, бездуховностью и пренебрежительным отношение к фундаментальным ценностям. И только школа способна обеспечить решение задачи формирования гражданских ценностей и убеждений молодого поколения. Еще Песталоцци писал: «Воспитание и только воспитание – цель школы».[3]

Развитие воспитательной системы в Центре образования «Самсон» направлено на: воспитание и развитие свободной, творческой, физически здоровой личности; формирование активной гражданской позиции учащихся, чувства свободы и демократии, личного достоинства; воспитание личности, готовой к созидательному труду и нравственному поведению; формирование потребности в творчестве, самопознании и самовоспитании.[1,2]

Это предполагает, прежде всего, организацию деятельности классных коллективов на основе ученического и школьного самоуправления, что позволяет развивать у учащихся стремление к самоанализу, самооценке, формировать нравственные качества учащихся, в которых концентрируется их отношение к действительности, другим людям, себе. Организация внеклассной и внеурочной деятельность учащихся осуществляется таким образом, чтобы способствовать развитию их умственного и творческого потенциала, расширению кругозора, сохранению здоровья.[5]

В Центре «Самсон» развитие ученического самоуправления организовано через привлечение детей к управлении школой и классом. Это утверждение не голословное, школьное и классное самоуправление набирает силу: учащиеся совместно с педагогами принимают решения, касающиеся жизни школьного и классного коллективов. Смысл школьного самоуправления заключается в том, чтобы учащиеся поверили, что они многое могут, на многое способны. Самоуправление в нашей школе – это совместная, самостоятельная деятельность учащихся, руководит которой школьный парламент. А в целом это помогает детям сформировать у себя навыки демократии, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их. Процесс создания системы самоуправления не простой, длительный. На сегодняшний момент самоуправление в школе есть, потому что есть личностно и социально значимая деятельность уч-ся, в которой удовлетворяются их психосоциальные потребности.

Другой не мене эффективный педагогический прием участие учащихся в планировании внеурочной деятельности через Совет дела. Советы дела появились в школе давно. Сразу стало ясно, что такая форма организации общешкольных дел эффективна, потому что ее легко и с удовольствием приняли обучающиеся. Вся внеурочная работа планируется и осуществляется через Советы дела.

Наличие гласности в жизни школы – важный момент в реализации программы воспитания. Например, информация о готовящихся и проводимых делах оперативно и своевременно доступна для всех участников образовательного процесса через «Комплексный план работы школы», который составляется на каждый учебный год (интеллектуальная собственность школы «Самсон», авторское свидетельство № 4618 от 29.01.2001) и «Дневник учащегося школы «Самсон» (интеллектуальная собственность школы «Самсон», авторское свидетельство № 4587 от 12.01.2001), где находит отражение вся многогранная деятельность педагогического и ученического коллективов. В школе работают также доска объявлений, информационный стенд парламента, фотостенд «Наша жизнь», радиогазета. В конце учебного года выпускается журнал

«Самсоновец»; вся учебно-воспитательная работа школы отражается в новостном отделе электронного журнала, актуальные вопросы жизнедеятельности ученического коллектива выносятся на общешкольные линейки, каждый учащийся имеет возможность высказать свое мнение по вопросу, касающемуся жизни школы и класса через школьный парламент и Совет дела. [1]

Создание возможностей для проявления творческих способностей на уроке и во внеурочное время – этому способствует участие детей в работе студий, общешкольных и классных коллективных делах, работа в научном обществе учащихся «Эврика»; Включение развития чувства собственного достоинства, культуры и навыков достойного поведения в содержание школьного образования: знания о типичных проблемах личностного роста детей и подходах к разрешению этих проблем включены в содержание учебных курсов по литературе, истории, обществознанию, биологии, иностранным языкам и др.; проведение различных форм индивидуальной и групповой работы (классных часов, бесед, диспутов, конференций, тренингов), на которых учащиеся под руководством педагогов обсуждают наиболее актуальные для детей различного возраста проблемы и способы их решения. Проведение под руководством школьных психологов групповых и индивидуальных занятий. [1]

Созданы условия для приобретения учащимися нового социального опыта через: школьный парламент, советы дела, активы класса, индивидуальные поручения учащиеся накапливают опыт управления, приобретают организаторские способности, учатся управлять собой и классным коллективом, решать проблемы, ставить перед собой цели и выстраивать оптимальные пути их достижения.

Таким образом, решается главная задача воспитательной работы Центра образования «Самсон» – создание условий для реализации детьми своих способностей, создание благоприятного морально-психологического климата в классе и школе в целом. Все внеурочные мероприятия, проводимые в школе, способствуют повышению социальной активности обучающихся, самостоятельности и ответственности, развивают творческие способности, формируют активную жизненную позицию. Традиционными стали общешкольные праздники, как «визитная карточка» школы: День знаний, экологическая экспедиция, День учителя, выборы в органы классного и школьного самоуправления, День матери, Новогодние праздники, гуманитарные акции для ветеранов ВОВ, детей детских домов Яснополянского, Тульского и Новороссии, участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы, возложение цветов к Могиле Неизвестного солдата в Александровском саду, конкурсы «Лучший класс года» и «Ученик года». [2]

С целью повышения интереса учащихся к изучаемым предметам в школе традиционно проводятся кафедральные дни, работает научное общество учащихся «Эврика». Тема общешкольного проекта всегда связана с главной воспитательной идеей учебного года. В 2014-2015 году проектная деятельность учащихся приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Экскурсионная работа в школе тоже способствует повышению интереса учащихся к школьным предметам, расширяет кругозор, повышает мотивацию к дальнейшему обучению, знакомит с интересными выставками, спектаклями, музеями. Музейно-экскурсионная программа, действующая в школе с 1992 года, позволяет сделать учебно-воспитательный процесс развивающим. Наши учащиеся с удовольствием посещают музеи Дарвина, Политехнический, истории Москвы, «Забавушка», ВОВ, Буратино, русской гармоники, литературные музеи, Московский Кремль, зоопарк, музей-заповедник Царицыно и Коломенское, планетарий, киностудию «Союзмультфильм», Шоколадную фабрику и хлебозавод «Коломенский». Интересны и познавательны поездки в другие города во время школьных каникул. Мы посещали Санкт-Петербург, Ригу, Киев, Волгоград и др. Ежегодно весенние каникулы группа учащихся проводит в Великобритании, совмещая обучение с экскурсионной программой.

Школа реализует принцип единства учебной и внеучебной работы. Центральное звено этой работы – система дополнительного образования. Наши творческие и спортивные объединения проводят многоплановую работу. Сейчас в системе дополнительного образования обучаются практически все учащиеся Центра образования «Самсон», многие посещают по 2-3 объединения. Занятия в объединениях дополнительного образования благотворно влияют на процесс формирования личности ребенка. Подготовка к проведению всех школьных и классных мероприятий проходит на занятиях студий: хор, вокал, ритмика, хореография, гитара, фортепиано.

Участие школы в фестивалях, конкурсах, олимпиадах различных уровней – это показатель успешной работы педагогического коллектива. Ежегодно наши ученики завоевывают призовые места. Так за 2013-2014 учебный год ученики завоевали 11 первых мест, 5 вторых, 10 третьих мест (общая численность учащихся в Центре 172 человека).

Особая роль в процессе воспитания принадлежит педагогам-воспитателям: кураторам и классным руководителям. Это педагоги-профессионалы, которые организуют систему межличностных отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создают условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности и всего коллектива в целом, сохраняя неповторимость ребенка и способствуя раскрытию его потенциальных способностей.

Ради нашего будущего, ради того, чтобы в нем были взрослые люди, которые умеют любить и дарить цветы, созидать, а не разрушать, уважать старость, любить стихи и многое, многое другое ради этого надо работать и заниматься воспитанием детей.

  1. Вирабова А.Р. Развитие здоровьесберегающей среды в системе образования на основе интеграции ресурсного обеспечения. М.:ПРОБЕЛ, 2012. – 292с.
  2. Здоровьесбережение и экологическое воспитание как главное направление реализации национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 г.г. под ред. Кучма В.Р., Вирабовой А.Р. – М.:ПРОБЕЛ, 2013. – 96с.
  3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 480с.
  4. Нечаев М.П., Зубова Е.И. Ресурсы развития воспитывающей среды класса в условиях социального многообразия. – М.:АСОУ, 2014. – 76с.
  5. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.

Вернуться к списку статей...