ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

VII ВСЕРОССИЙСКИЕ ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
«Отечественное образование:
современное состояние и перспективы развития».
Москва, Январь 2015 года.

доктор медицинских наук
ВИРАБОВА АННА РАФАИЛОВНА
профессор Кафедры гигиены детей и подростков Педиатрического факультета Первого Московского Государственного Медицинского Университета им. И.М.Сеченова;
директор Центра образования «САМСОН»

ДАДОНОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Центра образования «САМСОН»

ФУНКЦИИ МОНИТОРИНГА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ НОЧУ СОШ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «САМСОН»

С сентября 2012 года вступили в силу стандарты второго поколения, в связи с чем в НОЧУ ЦО «Самсон» возникла необходимость пристального изучения современных требований. Практически с основания школы обучение в ней ориентировано на пере- дачу фактических знаний, равно как и на профессиональное самоопределение, а главное на индивидуальный, личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся.

Для обеспечения полноты информации о состоянии образовательного процесса в Центре образования «Самсон» действует внутренняя мониторинговая система качества образования. В основу данной статьи были положены исследования, анализ доку- ментов, касающихся оценки качества образования в условиях введения ФГОС, обобщение и аргументация информации о ходе образовательного процесса. В качестве примера в статье представлен мониторинг потребностей и профессиональных затруднений педагогов школы «Самсон» в области знаний и умений по работе в инновационном режиме.

Информация, собранная в ходе мониторинга, должна обеспечивать педагога и руководителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения и управления

В некоторых странах система оценки качества образования существует уже давно. Так в Великобритании она применяется с 1948 года, в США - с 1969 г., во Франции – с 1979 г. В начале 90-х годов 20 века в странах СНГ, Балтии и восточной Европы активно начали разрабатывать национальные системы оценивания [3]. События, происходившие в тот период в большинстве бывших республик СССР и стран СЭВ, ставили перед руководителями государств другие задачи, менялись ценности, предъявлялись новые требования. После проведения международных сравнительных исследований оценки качества образования практически все государства, в том числе и Россия, встали на путь создания соответствующих баз по проведению мониторинга в образовании.

К теме создания систем мониторинга в Российской Федерации обращаются сейчас многие специалисты, работники информационно-диагностических и методических служб, но одними из первых, кто показал правильную схему реализации модели системы мониторинга «цель-результат» с последующими нормами сравнения и оценивания, были С.Е.Шишов, В.А.Кальней в работе «Мониторинг качества образования в школе» и Д.Ш.Матрос, Д.М.Полев, Н.Н.Мельникова в книге «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга». «В первой книге нашли отражение актуальные вопросы компетентностного подхода, самооценки образовательных учреждений. Вторая, впервые в отечественной практике, содержит подходы к прогнозу в образовании». [3]

Модель мониторинга качества образования в условиях введения ФГОС работает на получение результатов внутришкольного контроля, внешнего контроля и новой оценки деятельности школы. Таким образом, вся классическая схема направлена на качество и доступность образования в современных школах России.

Одной из основных целей в реализации мониторинга является прогноз. Коллектив НОЧУ СОШ «ЦО «Самсон», работая в соответствии с Федеральной целевой программой «Развития образования на период до 2020 года» [4], ставит перед собой конкретные задачи, раскрывающие: роль мониторинговых исследований в информационном обеспечении управления школы; опыт работы и перспективное планирование в Центре образования «Самсон»; результаты итоговой, промежуточной аттестации обучающихся школы, результаты входных, срезовых, диагностических и зачетных работ; результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах, творческих и спортивных конкурсах и других состязаниях; состояние физического и психического здоровья и особенностей развития детей как показателя уровня функционального благополучия [1].

Мониторинг учебных достижений учащихся ведет каждый педагог и отражает его в виде текущих и итоговых оценок в электронном журнале. Диагностический инструмент учителя: опросы, продукты индивидуальной творческой работы, тесты, зачеты, контрольные, практические, самостоятельные и диктанты и т.д.

Умение каждого педагога работать с технологиями мониторинга формируется при составлении мониторинговых заданий, которые просматриваются и анализируются совместно с психолого-педагогической службой школы, заведующими предметных кафедр и администрацией школы.

Мониторинг как самостоятельная функция управления образовательным процессом носит условный характер. В реальном образовательном процессе мониторинг тесным образом связан со всеми функциями и стадиями управления, поэтому его существенные характеристики могут быть полно рассмотрены только в соотнесении с другими звеньями процесса управления образованием в школе.

В ходе опытно-экспериментальной работы в инновационном режиме апробируются различные нововведения. Мониторинговые исследования позволяют не только вы- явить появляющиеся в ходе оценивания проблемы, но и рассмотреть влияние эксперимента на общую жизнедеятельность школы. Собранные в ходе мониторинга мате- риалы помогают спланировать содержание работы учебного заведения на учебный год. Так участвуя в организации и проведении независимой диагностики МЦКО среди учащихся школ Москвы, администрация, учителя школы, родители учеников могут сделать прогноз об итогах государственной итоговой аттестации на 2015 год.

Мотивация достижения – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало – является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. [2] Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это не случайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями. Измерить уровень мотивации достижения учителя можно с помощью разработанной шкалы – небольшого теста-опросника эксперта по невербальной коммуникации А. Мехрабиана [2]. Шкала эта состоит из 22-х суждений, где возможны два варианта ответов: «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ). В октябре 2014 года совместно с психолого-педагогической службой школы «Самсон» мы предложили поучаствовать в опросе учителям-предметникам среднего звена. 15 респондентов (учителей) ответили на вопросы анкеты, которую мы приводим не в полном объеме. Например:

  1. Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.
  2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.
  3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.
  4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
  5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.)

и т.п.

В отличие от многих ранее описанных тестов-опросников шкала потребности в достижениях имеет децильные (стеновые) нормы, поэтому конкретный результат можно оценить с помощью следующей таблицы 1:

 

Уровень мотивации достижения

низкий

средний

высокий

1 2 3

4 5 6 7

8 9 10

Сумма баллов

2-9, 10-11

12-13, 14-15

16-17, 18-19

В итоге: из 15 участвовавших в тесте учителей имеют высокий уровень мотивации достижения 8 человек, средний - 7 человек, низкий – 0 (таблица 2). Из этого можно сделать соответствующий вывод, что в школе «Самсон» работают самодостаточные, целеустремленные, любящие свою работу учителя.

 

Уровень мотивации достижения учителей «Самсон»

низкий

средний

высокий

1 2 3

4 5 6 7

8 9 10

Сумма баллов

2-9, 10-11

12-13, 14-15

16-17, 18-19

Итоги

0 0 0

0 2 2 3 (7)

3 1 2 2 (8)

Вот наглядный пример психологического мониторинга личности, который позволяет администрации школы давать объективную оценку профессионализму своих сотрудников, а через некоторый промежуток времени при повторной диагностике – выявить уровень мотивации, сравнить с предыдущим, определить показатели и результат.

Что касается основных условий преодоления профессиональных затруднений можно выделить условия, способствующие повышению компетентности учителей (на- пример, участие в вебинарах, тренингах, мастер-классах, конференциях по отдельным аспектам построения образовательного процесса. Обсуждение проблем в ассоциациях, форумах) и пониманию образовательных потребностей современного подростка.

Необходимо отметить, что все участники образовательного процесса (ученики, педагоги, родители) школы «Самсон» охвачены индивидуальным психологическим сопровождением и поддержкой. Психологическая служба разделена на три звена: дошкольный центр, начальная школа, средняя и старшая школы. В каждом подразделении работают грамотные специалисты, которые имеют значительный опыт работы в своем направлении. Предметом мониторинга психолого-педагогического центра школы являются: психологическая готовность детей к обучению, динамика профессионального и личностного самоопределения, мотивация достижения личности, динамика изменений у определенной возрастной или профессиональной группы в функционировании и развитии во время образовательного процесса.

Качественной и количественной мерой оценки психолого-педагогических результатов являются нормы, которыми задаются условия успешной учебной работы и ее желаемые результаты. Нормы определяются целями, стандартами системы и являются обязательной частью любого учебного плана или программы [5].

В обучении, операцию соотнесения фактических результатов и заданных целей, стандартов, норм, эталонов называют проверкой. Другими словами, мониторинг связан с оценкой реализации целей и планов. Он имеет место везде, где фактическое сравнивается с намеченным, и главная задача мониторинга сводится к уменьшению разницы между ними.

В настоящее время складывается принципиально новая реальность социокультурного заказа на образовательную подготовку школьников. Каждому педагогу хочется работать качественно, каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребенка. Однако подлинными заказчиками образовательного процесса сегодня становится не только семья, но и общество в лице частных, коммерческих, акционерных и государственных структур для которых образовательное учреждение готовит будущих специалистов. И наконец, именно от школьного педагогического коллектива, который принял детей на обучение, требуется особая забота, создание ситуации успешности, чтобы ученик мог проявить себя, почувствовать значимым для других, испытать радость от проявления собственной активности. Все это учитывается в Центре образования «Самсон», который работает по системе преемственности и в соответствии с современными требованиями инновационного развития образования в России.

  1. Вирабова А.Р. Развитие здоровьесберегающей среды в системе образования на основе интеграции ресурсного обеспечения. – М.: ПРОБЕЛ-2000, 2012. – 292с.
  2. Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.95-98.
  3. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. И доп. – М.: Интеллект-Центр, 2005 – 424 с.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 14 августа 2013 г. N 1426-р О плане реализации в 2013 г. и в плановый период 2014 и 2015 г.г. государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013-2020 г.г. [Электронный ресурс] Адрес доступа: http://base.garant.ru/70434738/#ixzz3MRVoBlve
  5. Шишов С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.

Вернуться к списку статей...