ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

VII ВСЕРОССИЙСКИЕ ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
«Отечественное образование:
современное состояние и перспективы развития».
Москва, Январь 2015 года.

КОЗЛОВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
заместитель директора по УВР
Центра образования «САМСОН»

АНДОРОНОВА ДИАНА ВЯЧЕСЛАВОВНА
зав. кафедры естественно-математических наук, учитель физики,
Центра образования «САМСОН»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Успешная реализация новых стандартов в образовательном учреждении определяется не только уровнем квалификации учителей, но и их непрерывным профессиональным развитием. Впервые во ФГОС общего образования в отдельную категорию выделены требования к уровню квалификации педагогических работников образовательного учреждения и непрерывности их профессионального развития. С 1 января

2015 года вступил в силу Приказ Министерства труда и соцзащиты РФ №544Н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” от 18.10.13г. Он устанавливает единые требования к содержанию и качеству профессиональной деятельности педагога, дает новый им- пульс к его развитию и призван повысить мотивацию учителя к своему труду и качеству образования.

Как говорил К.Д. Ушинский, «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Профессиональное развитие педагога осуществляется через систему методической работы, которая включает в себя разнообразные формы. Методическая работа в НОЧУ СОШ «Самсон» нацелена на создание условий для многоуровневой системы непрерывного педагогического образования, организации и осуществления повышения квалификации педагогов, а также способствует активизации творчества, внедрению новых педагогических идей. Развитию инновационного поля в школе служат все звенья методической работы: педсоветы, методсоветы, научно-практические семинары, творческие группы учите- лей, предметные и межпредметные кафедры, временные творческие коллективы и т.д. В школе разработана и внедрена учебно-методическая карта педагога, благодаря которой учитель проектирует индивидуальный план своей работы на учебный год.

Для достижения метапредметных результатов учителю уже не достаточно знаний только своего предмета. Ему необходимо тесно сотрудничать с коллегами, работающими в других областях знаний. Поэтому в школе “Самсон” предметные кафедры были преобразованы в межпредметные. Например, кафедра естественно- математических наук объединила учителей математики, физики, химии, биологии, географии, информатики. Учитель физики ведет образовательный процесс не только в области своего предмета, но и в области математики, информатики, химии и т.д. Он также участвует в межпредметных проектах, требующих компетентности во всех областях естественно-математических наук.

В условиях стандартизации принципиальным и обязательным требованием к деятельности кафедры является ведение всеми преподавателями спланированной научно- исследовательской работы. Кафедра работает как творческий коллектив, внедряющий новые методики и технологии, разрабатывающий рабочие программы, организационные механизмы для всех типов классов школы, учитывая при этом федеральный и школьный компоненты содержания образования, индивидуальные особенности детей. Результаты интересных находок педагогов кафедры находят отражение в научно- практических семинарах, круглых столах, педагогических чтениях, мастер-классах, творческих отчетах учителей. В процессе работы над единой методической темой школы педагоги разрабатывают материалы, которые публикуются в методических сборниках. На базе кафедр создаются временные творческие коллективы, которые методом “мозгового штурма” определяют цели, формируют пакеты инициативных предложений и идей, в процессе которых рождаются документы, положения, про- граммы, материалы для педсоветов и т.д. По окончании “мозгового штурма” участники временного творческого коллектива добровольно берут на себя ответственность за реализацию совместно разработанных идей. Таким образом, педагоги, включаясь в творческий процесс, участвуют в школьном соуправлении. В работе кафедры определенное место занимает организация внеурочной деятельности учащихся. Ежегодно в школе “Самсон” проводятся “Дни наук”, в подготовке и проведении которых педагоги раскрывают свой творческий потенциал.

В современном мире наблюдается развитие информатизации всех процессов. Все вокруг нас, в том числе и школа, и процесс образования становятся цифровыми. В профессиональном стандарте указана оптимальная модель достижения педагогом ИКТ-компетентности, которая обеспечивается сочетанием следующих факторов: введением ФГОСов, наличием достаточной материально-технической базы, принятием локальных нормативных актов о работе коллектива образовательного учреждения в информационной среде и повышением квалификации педагогов. Указанная модель успешно реализуется в школе “Самсон”. В каждом кабинете имеется современное техническое оборудование: компьютер, принтер, проектор, интерактивная доска, подключен интернет. В школе введены электронные журналы и электронные дневники. Проводятся дистанционные занятия с учащимися. Педагоги используют компьютеры для подготовки материалов к занятиям, пользуются Скайпом, электронной почтой для работы с учащимися , коллегами и родителями. Дают задание учащимся по поиску информации в Интернете. Учитель физики, благодаря электронным ресурсам, проводит постановку эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета, получает числовые данные с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств и обрабатывает их с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации. Для повышения ИКТ-компетентности педагогов проведены инструктивно-методические совещания «Роль информационных технологий в обучении», «Использование возможностей ИКТ на учебных занятиях», педагогический совет «Информационные технологии как средство реализации ресурсного под- хода в образовательном процессе», создана творческая группа учителей «Информационные технологии в образовательном процессе». Таким образом, в школе «Самсон» создано информационно-методическое пространство, способствующее инновационной и экспериментальной работе каждого педагога.

Новой формой методической работы современного педагога является сайт учителя. Преподаватель, имеющий свой сайт, обладает высоким профессиональным уровнем. Сайт – это целостный информационный ресурс, и безусловно, на его создание потребуется огромное количество времени , сил, а главное знаний и умений. Для его создания учителю необходимо определить цели, подобрать материал, придумать оформление и саму работу сайта, его интерактивность и т.д. На своем сайте учитель может разместить учебный материал, тестовые задания, варианты самостоятельных и контрольных работ, экзаменационные материалы, домашние задания с рекомендациями, любую информацию для коллег, учащихся и родителей. Цели у сайта могут быть различными: повышение уровня образования своих учеников, достижение максимальных результатов их развития; распространение своего опыта, своих разработок; поиск единомышленников; обмен профессиональным опытом с коллегами и многое другое. Поэтому сайт учителя является ярким примером саморазвития современного педагога, характеристиками деятельности которого становятся готовность к переменам, мобильность, ответственность, индивидуальность, самостоятельность в принятии решений и самоутверждение в различных сферах.

Для реализации ФГОСов общего образования необходим учитель с новым мышлением, умеющий самостоятельно проектировать профессиональный рост на основе самоанализа своей деятельности и со сформированной мотивацией на самосовершенствование.

Вернуться к списку статей...