ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

VII ВСЕРОССИЙСКИЕ ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
«Отечественное образование:
современное состояние и перспективы развития».
Москва, Январь 2015 года.

УПШИНСКАЯ АЛЛА ЕВГЕНЬЕВНА
кандидат педагогических наук, доцент,
учитель математики Центра образования «САМСОН»
e-mail: aeu-v@mail.ru

ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы c 1 сентября 2012 г. все российские школы по мере их готовности могли осуществить переход на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования. С 1сентября 2015г. ФГОС основного общего образования вводится во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Содержание нового образования активно разрабатывается учителями предметниками. Но как акцентирует Ю.Т.Татур, для того, чтобы обеспечить комплексность оценки необходимо иметь комплексный объект или основание оценки - комплексную модель качества подготовки выпускника, адекватную ей оценочную модель, методы и средства оценки, позволяющие осуществить такую оценку, удовлетворяющую набору критериев и требований, и описанные в совокупности технологической моделью. Поэтому новые цели образования ставят задачу обновления оценочной системы средней школы.

Согласно ФГОС система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна: определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки. Таким образом, можно построить модель такой оценочной деятельности.

Данная модель позволяет ориентировать образовательный процесс на духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования; предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). В практике традиционного обучения обнаруживаются существенные отрицательные стороны системы оценок. Анализ традиционных методов проверки показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений и "качество" трактуется сегодня достаточно произвольно, каждым педагогом разрабатывается своя система проверочных заданий.

Цель измерения в педагогике - это получение численных эквивалентов уровней знаний. Измерителями являются средства и способы выявления по заранее заданным параметрам качественных и количественных характеристик достижения учащимися уровня учебной подготовки.

Проанализировав различное источники мы обобщили систему принципов эффективного оценивания: точность и достоверность информации, используемой в процессе оценивания; компетентность исполнения оценивания (лица, профессионально участвующие в процессе оценивания, используют специальные навыки в области разработки и реализации оценивания или готовые оценочные материалы); честность и открытость процесса оценивания, равенство в доступе к информации; уважение прав и свобод личности; полезность; степень сложности проведения; гибкость (возможность внесения изменений, корректность); ориентация на ролевое разделение процесса оценивания (собственно учитель, ученик как самооценщик, родитель); множественность (принятие во внимание множественности точек зрения для получения адекватного представления о ситуации); дистанцирование (процесс оценивания происходит автономно от процессов управления и принятия решений); прозрачность (публичное представление результатов оценивания, четкое изложение его предмета, конечных целей, аудитории, поставленных вопросов, используемых методов); своевременность (решение об оценивании должно быть принято тогда, когда оценивание способно достигнуть поставленных целей); ответственность (лица и субъекты, участвующие в процессе оценивания; предоставляют информацию, необходимую для проведения оценивания, совместно отвечают за надлежащее применение принципов оценивания). Для качественной реализации системы оценки должны выполняться некоторые особенности: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно- познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.; использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений [4].

Критериями оценивания являются: соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС; динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Для определения уровня достижений предлагается использовать следующую совокупность критериев [3]: масштаб распространения (сам ученик и малая группа; большая группа или класс; группа произвольной численности); сфера распространения (социально-бытовая; социально-бытовая; общественно-значимая); глубина распространения (внешний уровень, распространение на отдельные элементы; структурный уровень, распространение на связи и отношения; внутренний уровень распространение на всю систему); частота проявления соответствующего поведения (в отдельных случаях: в большинстве ситуаций; всегда, когда возникает необходимость); оперативность проявления; учет интересов других (понимание интересов других; учет интересов других; реализация потребностей и интересов других); креативность (самостоятельность, оригинальность, независимость мышления и деятельности).

Для объективной оценки необходимо составлять карту оценивания результата освоения основной образовательной программы основного общего образования (Таблица) и определять признаки достижения одного из уровней сформированности.

Таблица. Карта примера оценивания метапредметного результата освоения основной образовательной программы основного общего образования

Название

Признаки проявления

Методы   форми-
рования

Методы оценки

 

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Выявление       проблемных несоответствий

В    образовател.
деятельности:
Анализ и решение проблемных ситуаций; Мозговой штурм;
Деловые игры
В проектной деятельности:
Постановка  эксперимента,
Выбор      теории обоснования,
Лабораторные работы,
Обоснование тематики  научных исследований

Письменные развернутые ответы,
эссе,  ценностные диагностики, диагностика решения проблемы     и т.д.

Осуществление поиска необходимой информации

Составление плана действий на основе сознательного выбора, адекватных проблеме и ресурсам

Выделение составных частей проблемы

Определение возможных трудностей и путей их пре- одоления

Обоснование практической ценности полученных ре- зультатов при данном пути решении

Самостоятельность в действиях

Совокупность оценочных материалов для оценки результатов образовательной деятельности включает в себя: тесты, зачеты, экзамены (репродуктивный уровень); контрольные работы (эвристический уровень); рефераты, отчеты, проекты, имитационная задача-модель (поисковый уровень); дипломный проект, исследовательские задачи, олимпиады (творческий уровень); коллективные проекты, предусматривающие комплексное решение задач, в том числе участие в научно-исследовательской работе, деловые игры, «мозговые штурмы» и другие аналогичные формы активного обучения; творческие конкурсы и олимпиады; рефераты, эссе, творческие письменные работы на заданную тему; научные диспуты, конференции, оформление и публикация научных статей, написание отчетов по научно-исследовательской работе.

По результатам оценки можно будет сделать вывод о:

  1. сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования;
  2. сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к само- организации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  3. индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Таким образом, суть педагогических измерений при оценке результата освоения основной образовательной программы основного общего образования заключается не в сравнении уровней отдельных учащихся, а в фиксации достижения (или не достижения) каждым прогнозируемого (заданного в стандарте) уровня. Возможные варианты способов оценивания результата освоения основной образовательной программы основного общего образования можно представить в виде тестовой, ситуационной, рейтинговой и мониторинговой моделей. Каждая из этих моделей может быть использована в школе.

  1. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов //Высшее образование сегодня. – 2009. – № 3.
  2. Никифоров О.В. Оценка компетентностной составляющей выпускника педагогического вуза: Дис. … к.пед.н. – М., 2007.-209 с.

Вернуться к списку статей...