ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

VIII ВСЕРОССИЙСКИЕ ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
«Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения».
Москва, Январь 2016 года.

ДАДОНОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Центра образования «САМСОН»

ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ

В основе современных тенденций развития системы обучения школьников в рамках российского образования лежит системообразующее требование к результатам образования, зафиксированное в положениях ФГОС. Требования федерального государственного образовательного стандарта затрагивают не только предметные, но и метапредметные, и личностные результаты, которых должен достичь учащийся по окончанию каждой ступени образования. Все чаще акцентируется важность личностно- ориентированного, индивидуализированного обучения [3].

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, т.е. способностью ученика к саморазвитию, самосовершенствованию, умению учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него когнитивных (познавательных) функций и жизненно важных умений. Интерес ребенка к новому становится мотивом исследовательской деятельности, которую выдающийся психолог Жан Пиаже называет «активным экспериментированием и обнаружением новых возможностей». У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации. Однако нужно учитывать и то, что человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Поэтому учителю важно знать причины порождающие у учащихся мотив к учению, для того, чтобы регулировать их проявление.

В школе «Самсон» был проведен опрос учителей, родителей и учеников, суть которого выяснить: почему повышается учебная мотивация и каковы причины ее снижения. По мнению учителей и родителей существуют проблемы (снижение мотивации): перегрузка информацией, много предметов в среднем звене; информация стала доступной, потеряла свою ценность, учитель перестал быть основным носителем информации; учеба перестала быть основной целью современных подростков; отсутствие ответственности обучающейся стороны, отсутствие реальных форм наказания к неуспевающим; авторитарный и опекунский стиль руководства в учебном процессе перестал быть действенным; потребительское отношение родителей к школе; у многих воспитание сводится к «содержанию» и «результату»; стали хуже учить, часто идет натаскивание учеников; неинтересные однообразные уроки.

По мнению учеников 8-11 классов мотивация снижается по причинам: лень; много лишнего материала или большой объем материала, который необходимо усвоить и запомнить за короткое время; перегрузка, сильная усталость, недосып, слабое здоровье; проблемы в семье; хочется проводить время не за домашними заданиями, а на улице, за компьютером и другими подобными занятиями; весна, теплая погода, внешкольная жизнь; некоторые учителя своим отношением к ученикам отвергают интерес к предмету; личные отношения: учитель-ученик, ученик-учитель; отсутствие самомотивации, собственные учебные принципы; неинтересные уроки, неинтересное преподнесение материала по некоторым предметам; предмет вызывает трудности.

Причины повышения мотивации по мнению учеников 8-11 классов: желание получить знания; самореализация и достижение целей своего бытия в будущем; достижение высоких результатов (ЕГЭ, ОГЭ); интересное преподнесение материала; нравится предмет, так как нравится область изучения; интересно узнать что-то новое; патриотизм; личные качества учителя. Мотив – это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности (когда ученику хочется так делать или поступать всегда). Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и взаимопротиворечащие мотивы. Характер и результат его познавательной деятельности зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя (и весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности.

Современные требования к качеству школьного образования меняют установки педагога и методы обучения: совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; учет возрастных особенностей школьников; выбор действия в соответствии с возможностями ученика; использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; нестандартные формы проведения уроков; создание ситуации успеха; создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности; эмоциональная речь учителя; использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; применение поощрения и порицания; вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).

Во время опроса многие ученики говорили о трудности запоминания материала. Чтобы помочь ученикам, целесообразно вспомнить о применении метода образного мышления. Любые услышанные слова можно изобразить с помощью ассоциаций, а для воспроизведения достаточно вспомнить и представить созданные картинки. Обычный эксперимент доказывает вышесказанное. Ученику медленно перечисляются десять слов (слова могут быть любые, не связанные между собой), которые он должен повторить в том порядке, в котором они звучали. Пример: Поезд, лампа, чай, пальма, обезьяна, банан, море, корабль, дом, собака. Как правило, повторение происходит, но хаотично, а иногда не в полном объеме. Затем ученику предлагается использовать созданные картинки к словам. Посмотрев на образы, респондент по памяти безошибочно повторяет слова в том порядке, в котором необходимо. Результаты данного эксперимента подтверждают ту мысль, что запоминание с помощью образов представляют собой эффективный учебный метод. Создание образов способствует более эффективному запоминанию нежели простое горизонтальное записывание (конспектирование).

В своей знаменитой книге «Супермышление» Тони Бьюзен дал рождение теории интеллект-карт (Mind Maps). Автор книги убежден, что используя «радиантное мышление» можно научить любого человека любить учиться. Термин «радиантное мышление» (от «радианта» – точки небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока) относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект [1].

В своей работе «Достижение прогнозируемых результатов» В.В. Лебедев пишет: «Важнейшая обязанность современного образования – дать нашим детям возможность «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [2]. Автор упоминает интеллект-карты Тони Бьюзена и предлагает аналог: карту учебной темы. Карта учебной темы дает возможность систематизировать понятийный аппарат и зафиксировать всю информацию, которую предстоит освоить ученикам.

Карта учебной темы обычно разрабатывается в двух видах: сначала учитель делает ее для себя, а затем на уроке вместе с учениками. В процессе составления схемы все события, элементы, понятия, выводы представляются наглядно. Вот и подтверждение «радиантного мышления», где проблема обозначается в центре, а от нее отходят лучи, взаимосвязанные общей темой. Интересно, что Тони Бьюзен начинал разрабатывать свою теорию интеллект-карт целиком на основании собственных изысканий на тему природы памяти, а также значения мнемоники в познании. В.В. Лебедев утверждает, что учитель, побуждающий ученика искать смысл происходящего, рефлексировать собственное поведение, принимать ответственные решения и совершать другие, использует «метадействия», что позволяет учащимся более эффективно адаптироваться к реалиям окружающего мира. Имеет смысл вспомнить, что схемы, ассоциации, образы – иными словами карты использовали многие великие деятели. До нас дошли бесценные схемы Леонардо да Винчи, Микеланджело, Исаака Ньютона, Альберта Эйнштейна, Ван Гога, Томаса Эдисона, Чарльза Дарвина.

Существует огромное множество приемов педагогической деятельности, повышающих учебную мотивацию у детей. Приведу лишь некоторые из них: прием “Нестандартный вход в урок”(нетрадиционное начало урока, каждый урок начинается по- новому), универсальный прием ТРИЗ (ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году), направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний; приём “Отсроченная отгадка”(загадка в виде исторического события задается в начале урока, в конце ученики должны ее разгадать); прием «Альтернатива» ( учащиеся получают рабочую карточку, на которой написана определенная проблема и ряд альтернативных предложений ее решения. Каждый учащийся должен самостоятельно выбрать только одну из предложенных альтернатив и объяснить свой выбор); прием «Блиц - опрос по цепочке», прием “ИДЕАЛ”, прием «Хочу спросить», прием «Домино (ЛОТО)», прием «Аукцион», прием «трех цветов» и множество других несомненно важных и результативных.

Работа учителя рассматривается как одна из важнейших профессий на свете, поскольку учителя имеют дело с тем, что большинство ценит превыше всех богатств, – человеческим интеллектом [4]. Задача учителя направить этот интеллект в нужное русло, прочно закрепить фундамент (имеющиеся знания) и затем постепенно надстраивать на базу новые постройки (приобретенные знания). Дети всегда ждут, чтобы их одобрили. Даже если нет оценки, они всегда в ожидании улыбки, взгляда, жеста. Ведь похвала окрыляет. И тут только от нас, учителей, зависит, чтобы дети ценили не только мнение учителя, но и мнение одноклассников. Ведь работа над формированием личностных результатов на уроке также важна, как и работа над другими результатами.

  1. Бьюзен Тони. Супермышление. – Минск: Издательский дом: ООО «Попурри», 2003г. URL: http://royallib.com/book/byuzen_toni/supermishlenie.html
  2. Лебедев В.В. Образовательная технология «Достижение прогнозируемых результатов»: теория и практика. - М.: АПК и ППРО, 2011. – 368с.
  3. Структуризация содержания и процесса эффективного обучения в рамках реализации ФГОС /Авт. коллектив В. В. Лебедева. – М.: ИЛЕКСА, 2013. – 304 с.
  4. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Педагогический поиск, 2001г.– 384с.

Вернуться к списку статей...