XI ВСЕРОССИЙСКИЕ ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
«Современные векторы развития образования:
актуальные проблемы и перспективы решения».
Москва, Январь 2019 года.
АВДОШИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА
заместитель директора по воспитательной работе Центра образования «САМСОН»
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ «САМСОН»: ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ.
Школа «Самсон» с первых дней своей работы определила, что гражданско-патриотическое воспитание – основное направления в работе с детьми. Сложный процесс формирования патриотического самосознания учащихся идет через интеграцию урочной и внеурочной деятельности; соблюдение и проведение традиционных для школы мероприятий; разнообразную музейно-экскурсионную работу; проведение праздников и соревнований; создание в школе оптимальных условий для формирования личности с высоким чувством патриотизма, любви к Родине; школьную систему самоуправления.
В Центре образования «Самсон» был проведен опрос обучающихся с целью установить уровень их представлений о патриотизме. В отчетах учеников 4-8 классов преимущественно звучали такие характеристики понятия «патриот»: «Тот, кто любит свою Родину и не причиняет ей вреда»; « Тот, кто готов совершить подвиг ради Родины»; «Кто живет в своей стране и будет жить в ней всегда»; «Человек с активной жизненной позицией»; «Тот, кто изучает все о своей стране»; «Тот, кто гордится своей Родиной»; «Человек, осознающий себя частью страны»; «Человек, любящий Родину, соблюдающий законы государства».
Учащимся 9 – 11 классов была предложено выбрать из нескольких определений ответ на вопрос: Какое высказывание наиболее точно определяет понятие «патриотизм»? Ответы распределились следующим образом: национальное самосознание, гордость за принадлежность своей нации, народу – 54%; бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к пожертвованию ради ее блага или спасения – 23%; стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире – 23%; любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни – 18%.
Приятно, что следующие утверждения не выбирались ни разу: непримиримость к представителям другой нации; патриотизм сегодня неактуален, не современен, не для настоящей молодежи; патриотизм – это лишь романтичный образ, литературная выдумка.
Ответы учеников говорят о том, что там, где вопросам гражданского, патриотического воспитания уделяется должное внимание, есть уверенность, что слово «патриотизм» не утратило своего значения для наших детей.
В дошкольном возрасте у детей формируются первые представления об окружающем мире, отношение к действительности. В этот период патриотическое воспитание связано с эстетическим, в частности, с музыкальным и физическим воспитанием. На занятиях с детьми, праздниках педагоги дошкольного центра знакомят детей с русскими народными традициями, сказками. Прогулки в Коломенское, занятия прикладного характера, детские спектакли, досуговые мероприятия («Осенние посиделки», «Масленица»), тематические занятия прививают интерес к народному творчеству, родной природе, семье, дому.
В начальной школе уроки окружающего мира, литературного чтения знакомят младших школьников с бытом и культурой народов России, содержат богатый материал об истории и литературном наследии нашей страны. Творчески работающие педагоги учат беречь родную природу, окружающий мир, а значит любить свой край и страну, в которой живешь.
В основной и старшей школе формируется система знаний об окружающем мире, любовь и уважение к историческому прошлому своей страны.
Работа на кафедрах во внеурочное время – это предметные дни, факультативные занятия, интеллектуальная ярмарка, участие в общешкольном проекте, олимпиадах, конкурсах. Кафедральные внеурочные мероприятия проходят в разных формах: интеллектуальная игра, КВН, творческий вечер, турнир любознательных, литературно-исторический альманах и т.д. Цель каждого такого мероприятия не только познавательная, направленная на расширение кругозора, знаний в определенной области, это и формирование гражданина, человека ответственного, сохраняющего уважительное отношение к своей стране, ее культуре, истории.
Патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. Существующие в школе традиции свидетельствуют о том, что у школы есть свой стиль жизни, свое лицо. А.С. Макаренко по этому поводу говорил: «…лучшие школы, которые я наблюдал…это школы, которые накопили традиции…» [2, с.121]. За 26 лет работы школы «Самсон» определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой» школы и является одной из составляющих патриотического воспитания. В школе «Самсон» есть свой герб, гимн, флаг, свои правила, каждая школьная линейка начинается с Гимна России. Школьная и российская символика приучает детей к тому, что каждый ученик ощущает себя членом большого коллектива, гражданином своей страны и обязан соблюдать законы этого сообщества, жить его интересами.
Жизнь школы насыщена интересными, яркими традиционными праздниками и мероприятиями: День знаний, ежегодная экологическая экспедиция, День самоуправления, выборы в школьный парламент, Новогодние спектакли, День защитника Отечества и спортивная игра «Служу России», Масленица, 8 Марта, научно-практическая конференция по защите общешкольного проекта, День Победы (торжественная линейка и возложение цветов к Могиле Неизвестного солдата на Красной площади), школьные конкурсы «Ученик года» и «Лучший класс года», праздник Последнего звонка и Выпускной, помощь детям-сиротам, детям с тяжелыми заболеваниями, ветеранам и одиноким старикам. Традиционные праздники и мероприятия развивают интеллектуальные и творческие способности детей, формируют ответственность, воспитывают чувство гордости за свою школу, свой класс, свою страну.
Особое место в гражданско-патриотическом воспитании учащихся занимает дополнительное образование, которое обеспечивает воспитание патриотических качеств личности на основе развития задатков, склонностей и интересов каждого ребенка [1, 3]. Выбор секции, студии, кружка – добровольное дело учащегося. Каждый ученик школы посещает 2 – 3 объединения дополнительного образования.
В школе работают секции: футбол, пионербол, настольный теннис, плавание, баскетбол, карате, шахматы, большой теннис на англ. языке, атлетическая гимнастика; студии эстетического направления: вокал, хореография, фортепиано, гитара, театральная студия и студия изобразительного искусства, кружки «Бисеропление», «Документальное кино», «Средневековая кухня».
Приобщение учащихся к достижениям мировой культуры на уроках музыки, хореографии, изобразительного искусства, развитие творческих способностей детей в студиях дополнительного образования, во время подготовки и проведении школьных праздников, творческих отчетов и музыкальных вечеров, которые проводит кафедра эстетического воспитания, знакомство с фольклором, народными традициями – все это способствует формированию духовности наших детей, которая невозможна без любви к своим близким, своей Родине, ее истории и традициям [3, 4].
Огромная ответственность в воспитании гражданственности и патриотизма у детей возлагается на кураторов и классных руководителей. В основе патриотического воспитания, прежде всего, лежит воспитание чувств. Очень часто кураторами на открытых классных уроках создается ситуация, когда учащиеся переживают большие эмоции, проникаются чувствами сострадания, боли, сопричастности способствует формированию чувства гордости за свой народ, страну.
Формирование патриотических чувств, гражданской позиции невозможно без знакомства и изучения истории и культуры Москвы, России, знакомства с культурой стран изучаемых языков. И здесь огромное значение имеют выездные мероприятия, посещение музеев, театров, производства. Это очень действенная форма гражданско-патриотического воспитания учащихся. Любая экскурсия дает учащимся новые знания о мире, обществе, исторических событиях, становится частью образовательного и воспитательного процессов, в том числе и патриотического воспитания. Учащиеся посещают Политехнический музей, Музей минералов, Оружейную палату Кремля, Дворец Алексея Михайловича в Коломенском, музей Вооруженных Сил, Третьяковскую галерею, Океанариум, Геологический музей, Алмазный фонд, музей Глинки, музей Дарвина, Царицыно, хлебокомбинат «Коломенский», музей шоколада и многие другие. Во время каникул учащиеся совершают поездки по России: город-герой Волгоград, С-Петербург, Калининград, Минск, Брест и другие.
Наличие самоуправления в школе – важное условие воспитания инициативной творческой личности, готовой к активной социальной деятельности, это основа самосовершенствования личности учащегося. Выстраивая систему самоуправления в школе, мы исходили из того, что у каждого участника воспитательного процесса есть потребность в совершенствовании самих себя, потребность строить свою жизнедеятельность на основе нравственных ценностей, содействуя процессу социализации учащихся и формированию гражданской позиции.
Как показывает диагностика развития самоуправления в школе, среди учащихся 5 – 9 классов 55% своевременно и точно выполняют решения, принятые коллективом класса, готовы ответить за результаты своей работы и работы своих товарищей – 67%, стремятся помогать другим коллективам в решении трудностей – 58%, 70% учащихся работают в органах самоуправления так, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов, 63% готовы отстаивать интересы школы в других коллективах, а 60% осознают свою ответственность за результаты работы школы.
Результаты большой воспитательной работы педагогического коллектива по гражданско-патриотическому воспитанию сложно оценить в цифрах. Результат всегда отражается в поступках, поведении учащихся, отношении детей к миру, людям, стране, событиям. По данным социологического опроса среди учащихся школы, на вопрос: «Какими страницами истории России вы гордитесь? – наши ученики ответили: «Победой в Великой Отечественной войне», «Полетом Юрия Гагарина в космос», «Проведением двух Олимпиад в нашей стране», «Великими учеными, поэтами, писателями, композиторами, «Родной природой», «Победами наших спортсменов», «Тем, что Россия богата такими ресурсами, как нефть, уголь, газ, железо», «Россия – самая большая страна по территории», «Русский балет - лучший в мире», «Изобретателем радио является наш соотечественник А. Попов», «Русский язык – самый распространенный язык в мире», «Самое современное и мощное оружие (ракетный комплекс «Искандер», автомат Калашникова) создано в нашей стране», «Наша страна – единственный космический перевозчик экипажей и грузов на МКС».
Таким образом, воспитание патриотизма через комплексный подход в формировании духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности есть основа реализации системы воспитательной работы в школе «Самсон». Нельзя воспитать патриота и гражданина без усвоения норм и ценностей жизни, без формирования его духовного стержня. Именно в подростковом возрасте происходит впервые осмысление себя как члена общества, понимание своей роли в нем, поэтому не все связывают слова «патриотизм», «патриот» с любовью и уважением к Родине, не все готовы жертвовать своим благополучием ради высоких целей. А это означает только одно: мы должны их научить наших обучающихся любить Родину, стремиться быть успешными и полезными ей.
- Караковский В.А. Воспитание? Воспитание…Воспитание! М. Новая школа, 2000. – 155с.
- Макаренко А.С. Сочинения. – М.: Педагогика, Т.5.– 1985. – 331с
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М. Педагогическое общество России, 2004.– 240 с.
- Нечаев М.П. Классный час в современной школе. Методические рекомендации. М., ГОУ Пед. академия, 2012.– 156с.