XI ВСЕРОССИЙСКИЕ ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
«Современные векторы развития образования:
актуальные проблемы и перспективы решения».
Москва, Январь 2019 года.
ДЕМИНА МАРИНА ВИКТОРОВНА
воспитатель ГПД Центра образования «САМСОН»
ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА «НЕДЕЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ».
В системе воспитательной работы школы одним из значимых факторов является ориентация на основные положения, которые отражены в документах федерального и регионального значения. Так в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года «…формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям ХХI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины» – определенно воспитание, как приоритетная государственная задача. Успех воспитания подрастающего поколения зависит от совместно-творческих усилий и взаимодействия, прежде всего, всех участников образовательных взаимоотношений (педагогов, обучающихся, родителей или их представителей).
В основе разработки и реализации системы воспитания в образовательной организации лежит педагогическое проектирование разнонаправленных проектов и программ комплекса мероприятий, в которых аккумулируются и учитываются интересы, потребности детей, позиционно-смысловые установки и ориентации «…современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе…».
В школе «Самсон» система воспитания обучающихся – основная работа педагогов-кураторов. Педагог-куратор практически выполняет функции тьютера, т.е. обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение малой группы обучающихся. Это – педагог-воспитатель, отвечающий за организацию деятельности обучающихся во второй половине дня. Основная задача педагогов-кураторов – духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание и социализация обучающихся.
Система воспитания в школе «Самсон» – многоплановая, целенаправленная и скоординированная работа, в основе которой создание условий инициирования и поддержки социально и личностно значимых интересов, мотивация участия, активности обучающихся в целом комплекс мероприятий социально и общественно значимого характера.
Понимание и принятие основных положений федеральной стратегии и региональных программ воспитания, а также общешкольной Программы развития являются основаниями при педагогическом проектировании/разработке различных общешкольных мероприятий. Таким образом, система воспитательной работы в НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон» выстраивается в соответствии с тенденциями государственной политики в сфере образования, требованиями ФГОС и региональных особенностей.
Одним из актуальных моментов при проектировании воспитательной работы является расширение и разнообразие методов, позволяющих более плодотворно и целенаправленно организовывать деятельность обучающихся, воспитывающего характера, в соответствии с современными требованиями.
Одним из форматов такой воспитательной работы является «Неделя презентации». «Неделя презентации» – формат организации участия большой части обучающихся в общешкольных публичных мероприятиях, на которых им предоставляется возможность презентовать результаты собственных достижений по какой-либо заранее определенной теме. Впервые такая форма работы был предложена и апробирована в 2018-2019 учебном году. В основе данного общешкольного мероприятия лежит идея предоставления учащимся площадки для плодотворной, продуктивной предметной, надпредметной и даже метапредметной коммуникации.
За последние два десятилетия в системе образования происходит постоянное реформирование. В педагогический лексикон прочно вошли понятия личностно ориентированного образования, педагогической поддержки и сопровождения и т.д. Нововведения коснулись не только содержания образования, но и организации воспитательного процесса. Значительную роль играют традиции образовательного учреждения, настрой педагогов, материально-техническая оснащенность школы, контингент учащихся и т.д.
Учителя лучше, чем кто бы то ни было, знакомы с теорией коллектива и практическим использованием его воспитательного потенциала в образовательном процессе. Поэтому педагогов в большей степени волновали не только вопросы создания коллектива, но и использование его возможностей для развития человека. В современное время акцент в изучении коллектива перенесен на индивидуальность и личностное начало.
В настоящее время теоретиков и практиков педагогики интересуют проблемы формирования эффективных коллективов, которые, в свою очередь, могут называться также группами, командами. В каждой сфере деятельности своя специфика требований к организации команд. В педагогической литературе существует достаточно широкая интерпретация термина «команда» (Р.Л. Кричевский, Е.Ю. Безрукова, В.Г. Куликов, Д.Ф. Фролов и др.). Самое емкое определение команды, на наш взгляд, предложено Е.Ю. Безруковой. В ее трактовке команда – это группа людей, взаимодополняющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Автор определения обращает внимание на достижение общезначимой цели и указывает на необходимость отрабатывать особые процедуры взаимодействия членов команды между собой.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что команда – это высокая сплоченность и консолидированность коллектива, его направленность на общественно значимый результат; свободный выбор членов команды и их возможность личностно значимые результаты в процессе совместной деятельности. Известный американский социолог Т. Питерс определил необходимые признаки команды: совместимость целей участников, оптимально подобранный состав команды, демократичный стиль взаимоотношений, гибкая организация совместной работы.
Работа в команде требует особых умений и навыков: взаимодействовать с членами команды, слушать и слышать своих партнеров, вступать в диалог. Активный диалог участников команды важен как способ выявления индивидуальных взглядов на ту или иную ситуацию. Диалог в команде является не только внешней формой, но также и принципом организации работы.
Именно первая встреча определяет в перспективе заинтересованность каждого в участии командной работы. Поэтому на первой встрече на позитивной волне были выслушаны и обсуждены возможности активного участия каждого. На начальном этапе подготовки педагогического проекта была сформирована команда разработчиков, в состав которой вошли педагоги-кураторы и представители ученического актива. Общая численность команды на этом этапе составила 10 человек. Первая встреча – самая решающая в подготовке материалов, сбор информации, разработке сценария, организации взаимодействия и т.п.
На втором этапе активно шла подготовка и обсуждение альтернатив. Заслушивалось мнение каждого обучающегося и педагога, предложения рассматривались с нескольких позиций: на сколько это актуально и интересно учащимся; наличие необходимых ресурсов для реализации данной идеи; примерный формат воплощения идеи.
Был выбран девиз «Недели презентации» (далее Неделя) – «Мы нужны России». Гражданская позиция инициирована учащимися старших классов, которые все чаще позиционируют себя в будущем как самостоятельные, ответственные граждане России. Сама Неделя включала в себя ряд мероприятий, направленных на формирование эстетических, личностных, морально-нравственных, гражданских и патриотических качеств обучающихся. В план Недели входили фотоконкурс «Я люблю тебя, Россия», куда учащиеся представляли свои фотографии любимых уголков страны, спортивные соревнования, где обучающиеся демонстрировали достижения в области физической подготовки, акция Доброты, явившаяся показателем нравственных качеств подростков, и заключительное общешкольное мероприятие, ставшее синтезом всех направлений, входивших в содержание Недели. Оно включало в себя четыре основных аспекта, дающих возможность самоопределения и выбора профессии, и являющихся основой подготовки к формированию личностных качеств гражданина РФ. Задача общешкольного мероприятия, название которого идентично девизу Недели, - сформировать у обучающихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.
Третий этап подготовки Недели заключал в себе сбор и подготовку рабочих вариантов сценариев. При их написании основная работа выполнялась педагогами, которые владеют методикой подготовки текстовой части проекта. При этом активно привлекались учащиеся. Такая совместная работа позволяла закладывать у учащихся основы текстового оформления предлагаемых мероприятий.
Четвертый этап – подготовка и оформление мероприятий. Обучающимися была проделана большая организационная работа: составлен план проведения Недели, разработан дизайн и текст приглашений на мероприятия Недели для родителей, продуманы и подготовлены музыкальное, художественное и эстетическое оформление каждого мероприятия.
Пятый этап Недели презентации – заключительный. Одна из главных традиционных особенностей учащихся школы «Самсон» это желание школьников участвовать в жизни школы, начиная от подготовки и участия в олимпиадах до организации и проведения внеклассных мероприятий: концертов, встреч, круглых столов, турниров. Именно заключительный этап является самым ответственным, подводящим итог и показывающим командную работу обучающихся.
Первый день Недели был посвящен конкурсу фотографий «Я люблю тебя, Россия». Он вызвал живой интерес не только у всех учащихся, но и у работников школы. Все приняли активное участие в голосовании по выявлению победителя конкурса. Морально-нравственные качества и формирующаяся гражданская позиция обучающихся в полной мере проявилась при участии в акции «День добрых дел». Такие мероприятия формируют не только лучшие качества личности, но и вырабатывают социальную позицию каждого школьника, учат состраданию.
Круг интересов обучающихся в подростковый период значительно расширяется. Это период активного формирования основ мировоззрения, моральных и нравственных качеств, когда складывается активная гражданская позиция. Именно поэтому заключительное мероприятие состояло из четырех частей: «Кем быть?», «Мы за здоровый образ жизни», «Добро – наука, оно – действие» и «Я – гражданин России!». Содержательная линия вышеуказанных тем пробуждает стремление к совершению значимых поступков, формированию социально-типизированных черт и форм поведения и широкому кругу социальных интересов, вырабатывает качества, формирующие общественную активность.
Коллектив – это инструмент развития личности, своеобразный механизм управления процессом социализации обучающихся через коллектив и коллективную работу педагог организует и совершенствует воспитательный процесс, направленный на личностное развитие. Поэтому именно коллективное взаимодействие формирует и воспитывает желание самосовершенствоваться, ставить перед собой определенные цели, корректирует поведение его членов через общественное мнение, традиции, ценностные ориентации. Через коллективное взаимодействие развивается самопознание, происходит самореализация и самоутверждение личности. В развитом коллективе реализуется активное участие каждого его члена в самоуправлении и разноплановой общественной жизни этого коллектива. Каждому педагогу необходимо создавать условия и возможности для формирования общественно значимой личности и максимального проявления ее индивидуальных особенностей.
- Официальный сайт НОЧУ СОШ «Центра образования «САМСОН» [http://samson.mskobr.ru/].
- Максимова Е.А. Командная работа – ресурс развития школы. Библиотека журнала «Директор школы» Национальный книжный центр – 2015. С – 10 – 12; 17 – 19. [https://docviewer.yandex.ru].
- Коваленко А.В. Создание эффективной команды. ТПУ – 2009. С – 52 – 58. [http://window.edu.ru/resource/120/75120/files/posobie2.pdf].