ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

XI ВСЕРОССИЙСКИЕ ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
«Современные векторы развития образования:
актуальные проблемы и перспективы решения».
Москва, Январь 2019 года.

РЯЗАНЦЕВА ЕКАТЕРИНА ЕВГЕНЬЕВНА
учитель английского языка Центра образования «САМСОН»

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ.

Эффективность профессиональной деятельности современного педагога во многом зависит от уровня его коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность в научно-педагогических исследованиях и профессиональных стандартах педагогических работников раскрывается через совокупность умений, действий, функций, требований, что в определенной степени характеризует профессионализм учителя. Ключевые характеристики коммуникативной компетентности можно представить как: способность вступать и поддерживать конструктивный, продуктивный контакт с субъектами образовательных взаимоотношений, участвовать в дискуссии, выслушивать и принимать во внимание мнения собеседников, выступать на публике, принимать и аргументированно обосновывать решения, вести переговоры, работать в команде, сотрудничать и т.п. Совершенствование коммуникативных компетенций стимулирует развитие таких актуальных для современного педагога умений как наблюдение и самонаблюдение, педагогический анализ и самоанализ, оценивание и самооценку. Важнейшим методологическим основанием продуктивного развития коммуникативных компетенций является гуманизация взаимоотношений в системе «педагог–ученик». Следование принципам гуманной педагогики помогает установить комфортное общение, которое предполагает возникновение положительных эмоций у участников образовательного процесса. Позитивные эмоции, переживания способствуют повышению эффективности процесса обучения и создают предпосылки для саморазвития ученика [1, 2].

Для развития коммуникативной компетенции в НОЧУСОШ «Центр образования «Самсон» разработана и реализуется организационно-методическая модель, которая представляет собой целостную, достаточно динамичную систему, включающую диагностический, информационно-мотивационный, проектно-организационный и обобщающий этапы совершенствования культуры профессионально-личностной коммуникации. На диагностическом этапе для определения уровня коммуникативной компетентности педагогов применяются методы входной экспресс диагностики – тестирование, анкетирование. Цель информационно-мотивационного этапа – актуализация проблемного поля профессионально-личностной коммуникации учителя. Результатом работы является пробуждение у педагога интереса к состоянию своей «Я-концепции» и своего профессионального развития, источникам и причинам своих практических затруднений в сфере коммуникаций. Проектно-организационный этап предполагает выстраивание индивидуальных программ профессионального развития и саморазвития учителей, а практический – включение их в практическую деятельность по реализации этих программ. На обобщающем этапе завершающим моментом является повторное измерение тех показателей развития коммуникативной компетентности, что и во входной диагностике, сравнительный анализ произошедших изменений.

Данная модель обеспечивается системой организационно-педагогических и психолого-педагогических условий эффективного управления процессом развития коммуникативной компетенции учителя. Из многообразия форм и видов деятельности наши педагоги выбирают те, которые важны лично для них. Проектные семинары, тренинги, деловые игры, методы интерактивного обучения позволяют включить преподавателей в процесс самосовершенствования, развивают их коммуникативные умения. Такой подход позволяет педагогам совершенствовать также навыки исследовательской деятельности, участвовать в разработке проекта, программы опытно-экспериментальной работы. Наиболее эффективными методами обучения является тренинг и деловые игры, с помощью которых можно развивать общие коммуникативные навыки и получить специфические управленческие умения. Преимущества этих методов заключается в возможность сохранения значительного объема информации, возможность экспериментов, получение практических навыков, а также осуществление личностного роста.

От культуры профессиональной коммуникации преподавателя зависит насколько эффективным будет урок. Внимание на уроке иностранного языка к развитию техники речи должно сопровождаться освоением обучающимися умений правильной интонации, расстановки пауз при использовании различного коммуникативного инструментария. Например, можно использовать анекдоты в начале урока, рассказывая их на английском. После смеха учащихся, наши педагоги становятся увереннее, да и сама атмосфера в классе перестает быть напряженной. Главное условие, это подобрать такой анекдот, который был бы смешным на двух языках. Бывает, что слишком интеллигентный английский юмор не понятен русскому человеку. «Учебные» анекдоты мы находим в современных методических пособиях для преподавателей, на тематическом интернет-портале или в развлекательных английских журналах. Такое нестандартное, увлекательное и порой креативное начало урока всегда вызывает интерес учеников. У ребят снимается свойственное им критическое отношение к словам взрослого, снимается напряжение, вызванное неизвестностью или усталостью. Для того чтобы коммуникативные инструментарии работали, современному учителю необходимо развивать свои коммуникативные компетенции.

Другой прием, который мы используем для установления продуктивной коммуникации, это применение загадок, так называемых riddles, которые связаны с темой урока и обычно очень нравятся детям. Ответ на ту или иную загадку и будет предметом внимания на уроке. Например, на одном из уроков была предложена ребятам следующая загадка: Always in you, sometimes on you; If I surround you, I can kill you. (Answer: Water). Ответом на эту загадку является слово «вода». И далее на уроке мы продолжаем говорить о важности воды, ее сохранении на нашей планете, правильном и экономичном использовании, анализируя разные статьи, вырезки из журнала на иностранном языке. По мнению Сохранновой Т.Н. такие задания развивают мышление ребят, позволяют учащимся погрузиться в тему урока, помогают решать не только задачи творческого характера, но и с позиции зрелой коммуникативной компетентности [3].

Считаю, что с помощью коммуникации можно воздействовать не только на сознание ученика, но и на эмоции, волю и чувства. Преподаватели школы НОЧУСОШ «Центр образования «Самсон» апробировали следующие коммуникативные инструментарии и считаем их наиболее эффективными для достижения желаемого результата. Учебно-познавательная активность учеников повышается, если на уроке использовать загадки, анекдоты, карточки, примеры из жизни, ментальные карты, идиомы, пословицы, поговорки. Использование фотографий, копий документов, слайдов, записей, подтверждающих и иллюстрирующих материал, сопровождение своего сообщения экспериментом лишь помогают закрепить наши позиции, и привлекает внимание учащихся.

Установление контакта с учениками, качество усвоения ими материала, безусловно, напрямую зависит не только от его коммуникативной компетентности, но и от знания учителем особенностей мыслительной деятельности. Человек начинает мыслить только тогда, когда поставлен перед необходимостью решать проблему. Для этого, перед тем как знакомить ребят с новым материалом, наши преподаватели формулируют для учеников мыслительную задачу. Один из простейших способов: отметить, почему проблема, которую мы рассматриваем, вызывает интерес, почему она актуальна, а также, какие задачи стояли перед ее исследователями, где знания, которые мы изучаем по данной теме, могут пригодиться в жизни. Значительно эффективней другой прием, а именно, я знакомлю учеников с различными точками зрения на рассматриваемый вопрос, с реальными фактами. Интересно, когда мы рассуждаем, анализируем, например, чьей теорией можно руководствоваться в наши дни. Так, на одном из уроков английского, вниманию учеников был предложен англоязычный сайт, посвященный проблеме затопления Шанхая в случае глобального потепления. Более того, мы смогли увидеть карту всех наводнений в мире по временным периодам, прогнозы по затоплению городов в 2050 году и визуализацию затопления Шанхая при разных сценариях повышения температуры в 2050 году. Визуализирован огромный массив данных. Благодаря этой информации, связанной с реальной жизнью и действительной угрозой наводнения, ученики моментально были прикованы к экрану, с интересом рассуждали и анализировали данные сайта, возможные исходы и последствия. Было выяснено, что согласно прогнозам Центрального управления климатом, повышение уровня воды может привести к перемещению 17,5 миллионов человек в случае повышения глобальной температуры на 4°C. А также, что Шанхаю грозит полное наводнение, если вода поднимется свыше 6.5 метров. Владение статистическими исследованиями, фактами лишь повышает шансы педагога быть услышанным и помогает нам в работе добиться требуемых результатов.

Очень важным является завершение изложения нового материала. Здесь необходимо использовать определенные коммуникативные техники, так как внимание переутомившегося школьника удержать особенно сложно. В психологии существует феномен «эффект края». Он означает, что начало и конец любого явления, запоминаются лучше, чем середина. Поэтому в конце урока необходимо использовать методы и техники подведения итогов изученного, где подчеркивается главное и проводится рефлексия.

Опыт работы позволил определить несколько актуальных для установления конструктивных и продуктивных взаимоотношений с обучающимися на уроке: при общении с одним учеником не «застревать» подолгу на одном вопросе, а переключать разговор с одном темы на другую; не спорить по каждому вопросу, но и не соглашаться с тем, с чем не согласен; приучать себя внимательно, не перебивая, слушать собеседника; справедливо, терпеливо, и доброжелательно относится к ученику, коллеге, окружающим; быть готовым выслушать до конца и помочь.

Таким образом, развитие профессиональной коммуникативной компетентности – это важнейшая задача не только профессионального и личностного развития конкретного учителя, а условие эффективного учебно-воспитательного процесса на уроке.

  1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн.5. Учитель. – М.: Амрита, 2013. – 288 с.
  2. Сальникова, О.А. Совершенствование коммуникативных компетенции учителя: конспекты лекций, тренинги. – М.: ФЛИНТА, 2016 – 88с.
  3. Сохраннова Т. Н. Коммуникативная компетентность в преподавании иностранных языков в медицинском колледже / Т. Н. Сохраннова, О. В. Ершова // Акмеология профессионального образования: материалы 7-ой Всероссийской научно-практической конференции, 16-17 марта 2010 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - С. 119-123.

Вернуться к списку статей...