ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

Заседание «круглого стола»
в комитете Государственной Думы по образованию и науке на тему:
«Школьный музей в образовательном пространстве».

Член Экспертного совета по воспитанию комитета ГД по образованию и науке,
Директор Центра образования «Самсон»,
доктор медицинских наук
ВИРАБОВА АННА РАФАИЛОВНА

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ДОСТОИНСТВА И ПАТРИОТИЗМА.

В комитете Государственной Думы по образованию и науке 26 февраля 2021г. в 15:00 состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Школьный музей в образовательном пространстве», подготовленное Экспертным советом по воспитанию, куратор Экспертного совета по воспитанию, член комитета ГД по образованию и науке Депутат Государственной Думы Алдар Валерьевич Дамдинов.

В заседании «круглого стола», которое проходило в очном формате и в режиме видеоконференции, на базе и при поддержке Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945гг., принимали участие члены комитета Государственной Думы по образованию и науке, представители министерств и ведомств, эксперты, в том числе педагоги общеобразовательных организаций, преподаватели ВУЗов, научные сотрудники Российской академии образования, победители всероссийского конкурса школьных музеев.

Открыл заседание Председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке доктор исторических наук, Депутат Государственной Думы Вячеслав Алексеевич Никонов, который отметил важность исторической памяти для подрастающего поколения и актуальность работы школьных музеев для правильного формирования жизненных ценностей молодежи нашей страны. Целеполагание работы школьных музеев для осуществления патриотического воспитания учащихся образовательных организаций, в своем выступлении осветила Советник министра просвещения РФ, директор института психолого-педагогических проблем детства, профессор, кандидат педагогических наук Волосовец Татьяна Владимировна. На заседании обсуждались вопросы:

  • «школьный музей» как пространство социокультурного развития;
  • «школьный музей» как ресурс развития и воспитания обучающихся;
  • применение современных цифровых технологий в деятельности «школьных музеев».

О большой работе Музея Великой Отечественной войны с образовательными организациями на всей территории России, рассказала в своем выступлении Руководитель «Детского центра Музея Победы» кандидат психологических наук, доцент Слесаренко Елена Сергеевна.

Были представлены содержательные и очень интересные сообщения, презентации, многоплановые доклады о работе и тематике школьных музеев из Москвы, Санкт-Петербурга, и самых разных и отдаленных регионов и областей России, от Балтийского моря до Дальнего Востока.

Руководители школьной музейной работы рассказали о многоплановости тематики музейных экспозиций школ, патриотического воспитания, исследования документов и событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., поиска пропавших без вести героев и их семей, восстановление героических событий краев и областей России, вопросов краеведения, этнического и культурного наследия, народных промыслов. Представили школьный музей как социальный институт, средство обучения и воспитания, с различными формами организации творческой активности детей, место коммуникации, межнационального и межкультурного диалога, с функциями профессиональной ориентации и социальной практики учащихся, ролью исследователя, эксперта, экскурсовода, дизайнера и т.п. Вариативность тематики, области изучения и формы работы, такой как восстановление исторических событий и фактов, открытые экспозиционные пространства, «музей в чемодане» придают музею образовательную ценность. Центром образования «Самсон» было сделано предложение о расширении областей исследования и презентационной работы школьной музейной экспозиции в формате «Россия – Победитель», с разделами:

  • Победы в Великой Отечественной войне,
  • Победы в искусстве,
  • Победы в науке,
  • Победы в спорте и т.п.
    • Молодое поколение России, дети и подростки должны знать о великих людях и великих открытиях нашей страны. Значимых для мировой науки, медицины, технологий и технического прогресса современной жизни, достижений и инноваций в искусстве и спорте в ХХ веке в нашем государстве. Историческая память и историческая гордость за большие достижения своей страны, воспитывают в сознании молодых людей, детей и подростков гражданское достоинство и истинный патриотизм к своей родине, к обществу своего государства.

      Подобные мероприятия важны для мониторинга и оценки проводимой работы, для осознания правильности в направлении деятельности педагогов-организаторов и воспитательного процесса образовательных организаций, для расширения диапазона интересов учащихся, большего вовлечения детей и подростков в исследовательскую, историческую и проектную работу, с целью формирования позитивной исторической памяти, гражданского достоинства и гордости за нашу страну, великую Россию.

      Вернуться к списку статей...