ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

XIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ».
Москва, Январь 2021 года.

АШЕНКОВА МАРИЯ ЮРЬЕВНА
воспитатель, НОЧУ СОШ Центр образования «САМСОН»
mariya_ashenkova@mail.ru

ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В НОЧУ СОШ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «САМСОН»

Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни. Современный ребёнок сегодня имеет высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не может применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у дошкольников представления о целостной картине мира.

Большое значение для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка имеет организация такой системы образования в ДОУ, которая способна обеспечить плавный переход от проявления интереса к развитию способностей и активности детей.

Принятие Федеральных образовательных стандартов ставит повышенные требования к выпускнику детского сада. Он должен быть разносторонне развит, социально адаптирован в современном обществе.

Следовательно, с принятием ФГОС роль системы дополнительного образования детей существенно возрастает. Она сочетает в себе воспитание, обучение, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни.

ФГОС – дает возможность образовательным организациям перейти на более высокий уровень образования за счёт интеграции разных типов образования. Главный принцип ФГОС - принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора.

Дополнительное образование в НОЧУ СОШ «Центр образования «САМСОН» - это особая сфера образования. Интеграция дошкольного и дополнительного образования созданная в нашем детском саду учитывает требования современного законодательства, социальный заказ, лучшие практики наших педагогов, позволяет увеличить образовательные возможности различных форм и видов детской деятельности. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос достаточно развитым, а также желает для своего ребенка хорошего будущего, представляют своих детей счастливыми, успешными и талантливыми.

Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовывать содержательный досуг.

Образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам в соответствии с приказом №1008 Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей детей;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников детского сада в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья детей;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых детей;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья;
  • социализацию и адаптацию детей в жизни общества.

Основой образовательной деятельности в дополнительном образовании детей является реализация дополнительных общеобразовательных программ, выходящих за рамки основных и имеющих конкретизированные цели и образовательные результаты. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, которая разрабатывается и утверждается в детском саду по отдельному направлению. Занятия в объединениях дополнительного образования проводятся по группам, индивидуально, а также со всем составом объединения. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии. По содержанию, дополнительное образование детей, представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы окружающего нас мира. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы детей. Дополнительное образование в НОЧУ СОШ «Центр образования «САМСОН» представлено следующим образом:

  • Хореографический ансамбль «Каблучок»
  • Студия современного танца «Конфетти»
  • Студия «Современные танцы»
  • Студия ритмики «Веселые ребята»
  • Музыкальная мини – школа «Домисолька»
  • Студия детского творчества «Волшебная кисточка»
  • Секция каратэ
  • Секция плавания «Дельфинёнок»
  • Клуб юного шахматиста «Ход конем»
  • Кружок «Мы играем по-английски»

Рассматривая интеграцию общего и дополнительного образования, как системообразующую связь целостного педагогического процесса, педагоги дошкольного центра выстраивают основную образовательную деятельность в тесном единстве с кружковой работой.

Дополнительные программы не реализуются вместо или в рамках основной образовательной деятельности, а используется отведенное в режиме дня время на свободную игровую деятельность и вторая половина дня. Таким образом, в индивидуальных планах детей, отображены те секции, кружки которые посещает воспитанник, указывается время и количество занятий в неделю. Количество и продолжительность проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг занятий регламентировано, а время занятий по основным и дополнительным программам в совокупности не превышает максимально допустимого объема недельной образовательной нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Во избежание дублирования базисных программ ДОУ, в разрабатываемых программах дополнительного образования дошкольников четко определен стандарт освоения предмета, прописаны цель и задачи, содержательная составляющая и способы организации детской деятельности.

Свою работу педагоги дополнительного образования планируют по единым лексическим темам основной программы дошкольного центра. Тем самым, закрепляются и расширяются полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки. Оценка является обязательным компонентом основного и дополнительного образования. Педагоги отмечают самые сильные стороны воспитанников, по окончании занятий, делают запись в дневниках и ставят соответствующую отметку в виде смайлика. О результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях, а также педагоги проводят открытые занятия для родителей, консультации, индивидуальные встречи, выставки художественного творчества в холле школы. Хорошей традиций в дошкольном центре стало транслирование отчетных концертов, где дети могут показать то, чему научились за прошедший год (игра на фортепьяно, вокал, современный танец и.т.д.), а также включение в программу праздничного концерта номеров на английском языке.

Ценностью такого тесного сотрудничества является то, что оно усиливает усвоение знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. Дополнительное образование детей позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, социальных компетенций и развития творческих способностей детей в различных областях образовательной деятельности.

Таким образом, система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки обучающихся для жизни в современном мире.

Интеграция дошкольного и дополнительного образования позволяют создать атмосферу дошкольного воспитания насыщенной разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, где каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобретает опыт успешной творческой деятельности; обеспечивает продуктивность деятельности дошкольника, увеличивает учебно-воспитательные возможности различных форм и видов детской деятельности.

Интеграция транслируема, имеет практическую значимость и доступность для педагогов. Использование вариативных форм дошкольного образования позволяет реализовывать права каждого ребенка на качественное и доступное образование.

  1. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512 с.
  2. Интеграция общего и дополнительного образования Практическое пособие / Под.ред. Е.Б. Евладовой, А.В.Золотаревой, С.А.Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.
  3. Золотарёва А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования в процесс реализации ФГОС общего образования. // Внешкольник, 2011 № 3//

Вернуться к списку статей...