ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

XIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ».
Москва, Январь 2021 года.

БЕЛЯЕВА МАРГАРИТА ЮРЬЕВНА
учитель начальных классов, НОЧУ СОШ Центр образования «САМСОН»
mybelyaeva1966@mail.ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед образованием новые задачи. Школа должна дать детям прочные знания и вооружить способами познания мира, сформировать мотивацию к обучению, социализировать детей, научить жить в современном мире.

В «Словаре по социальной педагогике» дается такое определение термина «социализация»: «Социализация - это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей, опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу и воспроизводство им социальных связей и социального опыта».

Современная школа – это один из основных аспектов социализации.

Именно здесь усваиваются основные социальные ценности, нормы и модели поведения в группе. Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести значительный вклад в социализацию личности обучающегося. Социализация личности младшего школьника - это не только приобретение детьми опыта взаимодействия со взрослыми, сверстниками и группами разного возраста, но и полноценная система человеческих отношений. Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:

  • четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
  • умение чувствовать и понимать других людей;
  • приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью;
  • знания о ценностях каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Как отмечали многие ученые, дети младшего школьного возраста, уже по природе своей исследователи. Исследовательская деятельность младших школьников – это, прежде всего, творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Проектная деятельность всегда предполагает решение проблемы и предусматривает использование разнообразных методов и умение применять знания из различных областей науки. При организации научно- исследовательской и проектной деятельности в начальных классах рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста преждевременно — они еще не способны проявить ее в силу своих возрастных особенностей, поэтому роль учителя здесь особенно велика, хотя работать над проектом нужно так, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно.

Анализ характера и особенностей организации научно-исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать вывод о том, что они создают условия для интеллектуального, творческого и личностного развития обучающихся. Исследование - это не просто один из методов обучения, а способ формирования у детей особого стиля жизни и учебной деятельности, который способствует благоприятной адаптации, снимает социальную тревожность, повышает статус ребёнка в обществе, обеспечивает лучшие результаты в любом виде деятельности.

В НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон» проектно – исследовательская деятельность – одно из приоритетных направлений в работе всех педагогов. Уже более двадцати лет под руководством заместителя директора школы по дошкольному образованию и начальной школе, кандидата педагогических наук, В.А.Зимненко, стало традицией проводить Дни науки в школе. В эти Дни учащиеся представляют на школьной конференции лучшие проекты. Они рассказывают, как проводилось исследование, почему выбрана та или иная проблема для исследования. Проекты победителей участвуют и часто побеждают в городских конкурсах.

У каждого ребенка свои интересы, способности, возможности. Поэтому и методика работы над проектом в каждом возрасте имеет свои особенности. В работе над проектами с младшими школьниками учителя начальных классов школы «Самсон» учитывают возрастные особенности детей; знают, что проблема проекта должна находиться в зоне их ближайшего развития, а проектное исследование не может быть растянуто по времени. Особенно важно правильно выбрать тему проекта.

Тематика исследовательских работ и проектов обучающихся школы в юбилейном 2019-2020 учебном году была посвящена Великой Отечественной войне. Первоклассники увлеченно работали над проектом «Неизвестные герои войны». Они исследовали, как собаки, лошади, кошки, голуби, олени помогали людям во время войны, как совершали подвиги, приближая долгожданный День Победы. А ученики четвертого класса работали над проектом «И песня помогала Победу нам свершить». Ребята доказали, что значение военной песни в победе над фашизмом не преувеличено, также как не преувеличена ее роль в патриотическом воспитании современной молодежи.

Успех любого детского проекта во многом зависит от того, насколько грамотно педагог умеет руководить исследовательской работой учащихся, генерировать идеи учеников. Учителя школы «Самсон» знают, что если выбранная тема доступна по возрасту и интересна детям, то и результат будет успешным.

Организация в НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон» коллективных и групповых ученических исследований и проектной деятельности дают конкретные результаты:

  1. повысился уровень знаний и умений обучающихся;
  2. изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;
  3. у детей стали ярче проявляться познавательные интересы и стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
  4. повысился уровень воспитанности обучающихся;
  5. младшие школьники под руководством педагогов успешно разрабатывают исследовательские и проектные работы и представляют их на школьном и городском уровнях.

Таким образом, исследовательская и проектная деятельность способствует формированию гражданских качеств личности, социальной компетентности у обучающихся, предопределяя их успешную социализацию в будущей взрослой жизни.

  1. Выготский Л.С. Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте //Избран, психол. исследования. М., 1982 г.
  2. Зимненко В.А. Журнал Самсоновец»,№28, 2020 г.
  3. Гильмеева Р. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения. //Начальная школа + до и после. – 2017 г. №9.
  4. Словарь по социальной педагогике / Автор-составитель Мардахаев Л.В., М.: Академия, 2002 г.
  5. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. – М.:Просвещение, 2011 г.

Вернуться к списку статей...