ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

XIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ».
Москва, Январь 2021 года.

ЗИМНЕНКО ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА
кандидат педагогических наук,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
НОЧУ СОШ Центр образования «САМСОН»
zimnenko@samson-corp.ru

МЕРКУЛОВ ПАВЕЛ ВАЛЕНТИНОВИЧ
заместитель директора по информационным технологиям
НОЧУ СОШ Центр образования «САМСОН»
admin@samson-corp.ru

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ

2020 год внес серьёзные изменения в работу образовательных организаций. Для предотвращения заболеваемости в связи с распространением коронавирусной инфекции школьники и студенты перешли на дистанционное обучение. В новых условиях необходимо было перестроить образовательный процесс, подготовить учителей и специалистов к работе в новом формате. В своей статье мы поделимся опытом работы о том, как осуществлялся переход на дистанционное обучение в НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон», как было организовано методическое сопровождение педагогов в период дистанционного обучения.

Дистанционная работа педагога – это комплекс образовательных технологий, реализуемых с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих учителю в рамках образовательного процесса осуществлять интерактивное взаимодействие с обучающимся на расстоянии. При этом должны быть реализованы возможности взаимодействия как в реальном времени, так и не в реальном времени.

Эксперты выделяют три основных вида дистанционного (онлайн-обучения) обучения: синхронное, асинхронное и смешанное обучение. Синхронное обучение происходит в реальном времени и обеспечивает практически одновременный прием и передачу материала. Обучающийся не только может услышать информацию, получить материал, но и проявить собственную активность, задать вопрос, уточнить отдельные детали. К синхронному обучению относят вебинары, лекции, скайп-созвоны, набирающие популярность прямые эфиры. При асинхронном обучении обучающиеся получают задание на портале с цифровыми образовательными ресурсами и срок его выполнения, а педагог в дальнейшем анализирует результат работы в отсутствии непосредственного контакта с учениками. Это может быть чтение книг и учебников, блогов, решение тестов, задач, просмотр обучающих презентаций и видео-уроков, прослушивание аудио. Ученик может работать с информацией самостоятельно в удобное для него время. Смешанное обучение объединяет оба вида обучения.

Для перехода на дистанционную работу необходимо как решение организационно-технических задач, так и задач, связанных с содержательной частью образовательной программы, уроков.

Решение организационно-технических задач в НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон» было начато с выбора платформы для проведения дистанционных уроков, мероприятий в реальном времени. Обучение было организовано на платформе Zoom, она проста в использовании и достаточно удобна для организации учебно-воспитательного процесса.

Выбор единой платформы всеми педагогами школы «Самсон» предполагает использование одного сервиса для организации онлайн-занятий. Это упрощает процесс эксплуатации программного обеспечения, сводит к разумному минимуму объем технических знаний и навыков, требующихся обучающимся и педагогам для организации урока, предоставляет администрации централизованные средства контроля проводимых занятий.

С целью обучения педагогов работе с программным обеспечением (ПО) в школе были организованы очные теоретические и практические занятия. На них были рассмотрены общие вопросы работы с сервисом (запуск ПО, начало и окончание занятия, способы взаимодействия с учащимися во время урока), функции, требующиеся для решения образовательных задач (демонстрация подготовленных заранее презентаций, видеофрагментов, использование профильных инструментов, например, для записи формул во время урока математики). Особое внимание было уделено вопросам безопасности, чтобы исключить несанкционированное подключение посторонних, в результате которого занятие может быть сорвано.

Для оптимизации обучения в дистанционном режиме были разработаны структурированные, изложенные доступным способом, материалы, позволяющие педагогам самостоятельно применить алгоритм действий в типовых ситуациях. Для получения экстренной помощи в нестандартной ситуации педагогам выделили телефонный номер для связи с техническим сотрудником школы. В случае, когда педагог вел урок на оборудовании образовательной организации, решение технических вопросов обычно не вызывало сложностей, так как его работа постоянно и в полном объеме контролировалась штатными техническими специалистами. Если педагог для проведения занятий использовал личное оборудование, оптимальным решением было предоставление техническому специалисту удаленного доступа к устройству во время консультации для оперативного устранения проблемы.

Большую помощь в разработке сценариев уроков оказывало участие педагогов школы «Самсон» в проекте Министерства просвещения РФ «Учительская академия». В рамках проекта еженедельно проводился вебинар, на котором ведущие специалисты Академии и эксперты ГИА рассказывали о том, какие новые возможности предоставляет учителям дистанционное обучение и как проводить уроки с применением цифровых технологий. Во время обучения учителя получали ответы на самые актуальные вопросы о новых способах организации уроков и восполнении пробелов, построении эффективного взаимодействия с учениками и родителями, рациональном использовании в своей работе разнообразных ресурсов. Для обсуждения актуальных проблем, связанных с дистанционным образованием, некоторые педагоги обращались в «Дискуссионный клуб Академии», где могли получить ответы экспертов на интересующие их вопросы.

В период дистанционного обучения очень важно было решить вопрос о выборе альтернативного канала для оперативного взаимодействия с учащимися и их родителями. Практика показала, что для данных целей подойдут любые решения, имеющие приложения для мобильных устройств, например, мессенджеры, социальные сети, электронная почта. Параллельно с ними удобно использовать электронный дневник, где в расписании занятий дополнительно интегрируется информация для удаленного подключения к ним.

Особое внимание в работе учителей было отведено корректировке рабочей программы с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Онлайн-уроки, онлайн-консультирование, онлайн-собеседование стали основными формами обучения.

Кураторы и классные руководители помогли каждому ученику составить новый режим дня на период дистанционного обучения, рационально распределив в нём время для учебы и отдыха. Педагогам были поставлены новые задачи: ознакомить родителей и учащихся с условиями работы в новом формате; проинформировать о новом расписании уроков и режиме дня; провести мониторинг технического обеспечения в семьях (наличие компьютера, интернета); вести мониторинг посещаемости уроков, выполнения домашнего задания по предметам; выступать координатором между учителем-предметником, обучающимися и родителями; внести изменения в проведение воспитательных мероприятий, используя цифровые ресурсы. Рабочий день педагогов начинался с проверки чатов, почты, ответов на вопросы родителей и учащихся. Подготовка к конференциям, составление материалов для самостоятельной работы, проверка домашних заданий занимали много времени у педагогов. В условиях многозадачности педагогам потребовалась помощь в составлении собственного эффективного режима дня.

Дистанционная форма обучения изменила мотивацию педагогов по овладению новыми цифровыми ресурсами. Использование электронных образовательных технологий повысило интерес к изучаемым предметам, сократило время на освоение программы. Контроль и проверка знаний с использованием цифровых программ стали привычными для обучающихся.

Освоение большинства предметов в школьном курсе не может быть организовано только средствами синхронного обучения. Необходима и самостоятельная работа обучающихся по изучению материала, по выполнению практических и проверочных работ. В таких случаях учителя школы «Самсон» пользовались приложениями асинхронного обучения: мессенджеры; ЭЖД; Библиотека МЭШ; ЯКласс; СдамГИА, (РешуОГЭ и РешуЕГЭ); Skysmart; Google или Яндекс формы; Яндекс Учебник; Google Classroom. Часто учителя применяли возможности сайта СдамГИА. Преимущества сайта СдамГИА в автоматизированной проверке и выставлении отметки за работу по заданным критериям; можно назначить дату и ограничить время выполнения заданий, а также в статистике просмотреть ошибки и отработать их на следующем занятии. Кроме перечисленных электронных ресурсов, учителя начальной школы освоили платформы ВЭШ (Всероссийской электронной школы), порталы Знайка.ру, Якласс, Образовариум, Сетевой город Образование, Домашний урок и другие.

Дистанционное обучение и цифровые образовательные ресурсы давно вошли в повседневную работу учителей иностранных языков школы «Самсон». Работа в условиях пандемии вдохновила учителей на участие в международных вебинарах, на которых преподаватели, авторы учебников и пособий делились своими идеями в организации дистанционного обучения, поддерживая друг друга. Так, учителя английского языка активно использовали возможности сайтов ФИПИ и издательств Cambridge, Oxford, Macmillan, Pearson. Очень востребованным в курсе «Academy Stars», «Gateway 2nd edition» стал Интернет-ресурс для учителя «Teacher’s Resource Centre», который содержит аудио и видеоматериалы ко всем компонентам учебника, а также материалы для дополнительной языковой практики. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы сократить время подготовки урока, поэтому педагоги стали активно обращаться на сайт Wordwall.net, девиз сайта: «Create better lessons quicker» («Создавайте лучшие уроки быстрее»).

Весной 2020 года в рамках празднования 75-летия со дня Великой Победы кураторы школы активно использовали инструмент Google-форм. Было организовано много виртуальных экскурсий, ученики с удовольствием посмотрели фильмы о войне через приложение Zoom. После просмотра фильмов для проверки усвоения знаний педагоги также использовали возможности Google-форм.

Итоги дистанционного обучения обсуждались на заседаниях кафедр, административных совещаниях. Методическое сопровождение деятельности педагогов в дистанционном обучении осуществлялось с учетом готовности и опыта педагогов, а также условий информационно-методической среды, создаваемой специалистами НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон». Наблюдение и контроль за работой педагогов показали, что большая часть учителей имели базовый уровень готовности технически грамотно использовать дистанционные образовательные технологии. Систематический учет индивидуальных запросов и затруднений педагогов позволили эффективно и своевременно решать возникающие проблемы.

Вопросам дистанционного обучения был посвящен педсовет, на котором был дан анализ и оценка технологий и средств дистанционного обучения, отмечены его преимущества и недостатки. Учителя сошлись во мнении, что дистанционное обучение закономерно в эпоху информатизации, расширения информационно-образовательного пространства и активного внедрения дистанционных форм обучения. Оно эффективно тогда, когда является дополнением к очному обучению и дает возможность учителю высвободить время для творческой работы и саморазвития.

Чтобы выяснить отношение детей к дистанционному обучению, в начальной школе был проведён опрос детей. Младшие школьники поровну разделились во мнении, кому дистанционное обучение нравится и почему, а кому - нет. Дети рассказали о том, когда было интересно, а когда трудно. Но на вопрос «Хотел бы ты снова учиться дистанционно?», большинство детей ответили: «Нет».

Ученики средней школы в период дистанционного обучения остро ощущали нехватку общения, поэтому кураторы проводили встречи для них в Zoom. На таких мероприятиях подростки делились новостями, отмечали дни рождения. Для выпускников школы с целью подготовки к сдаче ЕГЭ психологи проводили консультации, используя релаксационные техники.

Период пандемии внёс изменения в работу и жизнь родителей. Для них были также предусмотрены и организованы консультирование, собеседование, родительские собрания в режиме онлайн.

Меры, принятые в период дистанционного обучения, помогли в полном объёме усвоить образовательную программу, выполнить комплексный план, добиться высоких учебных и личностных достижений обучающихся.

Таким образом, условия реализации дистанционного обучения определяют специфические требования к педагогу, который должен уметь формировать информационно-образовательную среду дистанционного обучения, управлять учебной деятельностью учащихся, учитывать их интересы. Потребность подготовки педагогов к новой профессиональной деятельности в дистанционном формате в будущем будет возрастать, поэтому будет меняться организация методической работы и формы повышения квалификации педагогов. Оценив опыт работы школы «Самсон» в условиях распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV), мы выстроили работу школы на перспективу.

  1. Вирабова А.Р. Развитие здоровьесберегающей среды в системе образования на основе интеграции ресурсного обеспечения. – М.: ПРОБЕЛ-2000, 2012. – 292 с.
  2. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения / И.М.Ибрагимов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
  3. Менеджмент образования в условиях информатизации: монография / под ред. О.П. Осиповой. – М.:МПГУ, 2021. – 440с.
  4. Педагогам о дистанционном обучении / Под ред. Т.В. Лазыкиной – СПб.: РЦОКОиИТ, 2009.– 98с.
  5. Шамова Т.И. Деятельность учителей по формированию системы качества знаний учащихся как объект внутришкольного управления. – М.: УЦ «Перспектива», 2010. – 56 с.

Вернуться к списку статей...