ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

XIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ».
Москва, Январь 2021 года.

НАВОДНИЧАЯ АНАИДА РАФАЭЛОВНА
воспитатель ГПД, заведующая кафедрой кураторов,
НОЧУ СОШ Центр образования «САМСОН»
89057542334@mail.ru

О РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Процесс обучения школьников осуществляется в коллективе, при «живом» общении учителя с учеником. Однако в прошлом учебном году нам пришлось столкнуться с невероятными условиями, при которых возникла необходимость изоляции детей и взрослых, с целью уберечь от заражения.

Дистанционное обучение – это новый шаг в современном образовании. Наша школа вступила в программу дистанционного обучения детей с марта 2020 г.

Подавляющее большинство участников дистанционного обучения (будь то школьники, студенты или специалисты, повышающие свою квалификацию) оказывается не подготовленным к инновационной форме обучения. То же можно сказать и в адрес преподавателей, приступающих к использованию в учебном процессе новых дистанционных технологий обучения.

Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала, интерактивное взаимодействие учащихся и педагога в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению нового материала. Применение технологий дистанционного обучения активизирует познавательную деятельность обучения, стимулирует самообразование и саморазвитие. Эффективность дистанционного обучения зависит от ряда факторов, основным из которых является сохранение и укрепление здоровья детей.

Основой структуры дистанционного обучения являются дистанционные уроки. Проведение такого урока предусматривает обязательное использование компьютера как средства связи и передачи информации. Проблемы здоровьесбережения на уроках усугубляются вредными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье учащихся:

  • Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени (сидя за компьютером, учащийся вынужден принять определенное положение, и оставаться малоподвижным до конца работы);
  • Утомление глаз, нагрузка на зрение (именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у обучаемого может появиться головная боль и головокружение. Если работать за компьютером достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения);
  • Перегрузка суставов кистей (перегрузка может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем к хроническим заболеваниям);
  • Стресс при потере информации (в результате сбоя программ теряется важная информация, замедляется работа компьютера, это может вызвать нервозность, ухудшение сна);
  • Психические расстройства (при проблемах в реальной жизни, в общении с другими людьми ребенок ищет то, чего ему не хватает в книгах, в просмотрах TV, в компьютере).

На мой взгляд, это главные вредные факторы при дистанционном обучении. Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Под здоровьесберегающими технологиями подразумеваются меры по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.

При этом, прежде всего, необходимо учитывать:

  1. условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, грамотный подбор методик обучения);
  2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям учащихся;
  4. необходимый и рационально организованный двигательный режим.
  5. использование различных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Главная цель реализации здоровьесберегающих технологий – это такая организация образовательного процесса, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Рассмотрим критерии здоровьесбережения при организации дистанционного урока.

Критерии здоровьясбережения:

  • Обстановка и гигиенические условия.
  • Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения рабочего места.
  • Организация рабочего места (удобное расположение всех необходимых для урока предметов).
  • На рабочем столе, кроме компьютера, можно для удобства расположить принтер, сканер.
  • Смена видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, поиск информации, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание, пересказ и т.д. (за урок 4 – 7 видов).
  • Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности (не позже, чем через 7 – 10 минут).
  • Количество видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа и т.д. (за урок – не менее 3).
  • Правильная посадка обучающегося. Поза чередуется в соответствии с видом работы. (учитель (куратор) наблюдает за посадкой учащихся).
  • Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления: физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и т.п. (за урок – две разминки, состоящие из трех легких упражнений, по 3-5 повторений каждого).
  • Наличие мотивации деятельности обучающихся на уроках: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент, стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу.
  • Психологический климат на уроке (должны преобладать положительные эмоции).

При организации образовательного процесса обязательным элементом здоровьесбережения является ограничение времени дистанционных занятий по предметам. Основные нормы о продолжительности занятий и количестве уроков прописаны в СанПиНах (обратить внимание на недавно установленные нормы).

Так каким же должен быть дистанционный урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье обучающегося?

  1. С целью предупреждения утомления необходимо предварительно обратиться к родителям за помощью: организация рабочего места учащегося – удобное кресло, правильное освещение всех рабочих поверхностей (книги, тетради, компьютер), комфортная яркость экрана (не раздражающая), удобное расположение всех необходимых учебных принадлежностей.
  2. Проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности в течение урока необходимо решать, используя динамические паузы, физкультминутки для глаз (упражнения полезны в целях профилактики нарушений зрения, они предусматривают движения глазного яблока по всем направлениям), стереограммы - графические изображения, просмотр которых снимает усталость с глаз (просматривая такие изображения, сохраняется острота зрения и восстанавливается координация глазных мышц).
  3. Для рациональной организации учебной деятельности обучающихся на уроках используются видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес обучающихся: презентации, ролики с заданиями, тесты, самостоятельные работы.
  4. С целью укрепления психологического здоровья обучающихся необходимо добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для обучающегося, объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе уважения и доверия к обучающимся. Педагогу нужно избегать в собственном поведении отрицательных эмоций, так как они являются здоровьеразрушающими.
  5. Для этого применяются различные приемы:

    • снятие страха («Ничего страшного»);
    • авансирование («У вас обязательно всё получится»);
    • внушение («Приступайте»);
    • высокая оценка выполненного задания («Вот это у вас получилось замечательно»);
    • усиление мотивации («Нам это нужно для…»).
  6. Решая проблему ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью, необходимо обратить внимание на соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации дистанционного учебного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении, где находится учащийся).
  7. Формируя у обучающихся знания о здоровье, можно включать в содержание урока информацию, связанную со здоровым образом жизни.

Одной из основных проблем в этой сфере, является недостаточная проработка психологических аспектов обучения в этой системе. На сегодняшний день практически отсутствуют исследования, раскрывающие психологические условия организации дистанционного образования. Дидактические и методические вопросы дистанционного образования также не имеют должного психологического обоснования.

Однако, в современной педагогике и психологии разработаны теоретические концепции, с которыми могут ознакомиться педагоги.

Таким образом, можно выделить главные цели психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения в системе общего образования:

  • оказание помощи учащимся в разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории в процессе дистанционного обучения;
  • обеспечение психологической комфортности всех участников дистанционного обучения (учитель – ученик - родитель).

Именно для того, чтобы достичь поставленных целей при организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе дистанционного обучения необходимо решение некоторых задач:

  • изучение личностных особенностей учащихся, уровня развития их психических качеств, особенностей межличностных отношений всех участников дистанционного обучения;
  • изучение коммуникативной среды, реальных ресурсов (психологических) дистанционного обучения;
  • ознакомление и последующая передача участникам дистанционного обучения значимой информации по психологической тематике;
  • создание благоприятных условий для развития необходимых качеств учащегося и преподавателя, и адаптации каждого ученика к условиям обучения;
  • обеспечение индивидуального подхода в обучении, основывающегося на психологических особенностях конкретного учащегося.

Кафедра кураторов школы «Самсон» практически выполняет роль сопровождающих психологов в учебном процессе школы, и в период дистанционного обучения руководствуется вышеизложенными критериями.

Таким образом, при организации дистанционного обучения, мы, безусловно, учитываем особенности данной формы:

  • приоритетность самостоятельной работы учащегося;
  • индивидуальный подход к обучению;
  • наличие мотивации учащегося как базовое условие обучения;
  • связь обучения с жизненными проблемами ученика (бытом);
  • интенсификация процесса обучения (у каждого свой темп);
  • одновременная мобилизация различных способов восприятия (слухового, зрительного, осязательного);
  • изменения структуры учебной деятельности (появление новых видов и форм).

При организации и осуществлении дистанционного обучения школа «Самсон» приобрела непереоценимый опыт работы кураторов в данной системе. Начиная конференцию в системе ZOOM, учитель углубляется в процесс преподавания и, в отличии от «живого» урока, когда заметна каждая эмоция учащихся, степень заинтересованности предметом и, возможно, предметы, отвлекающие на уроке, педагог не всегда может оценить реальную ситуацию, так как и предмет преподавания, и сам учащийся находятся в одной форме восприятия - изображение на мониторе компьютера. Зачастую учащиеся отключают видеоизображение, что позволяет им отвлекаться. Именно куратор помогает организовать учащихся, войти в конференцию без опозданий, соблюдать требуемый в школе внешний вид и понимать, что несмотря на то, что учащийся находится дома, нужно соблюдать все нормы этического поведения на уроке (не есть, не пить, не разговаривать с домочадцами, не покидать рабочее место и многое другое). Для этого каждым куратором проводилась предварительная беседа с родителями так же в системе ZOOM. Речь шла о необходимости организовать рабочий день ребёнка, как если бы он отправлялся в школу. До начала уроков нужно организовать учащемуся завтрак, помочь подобрать гардероб, относясь к этом достаточно серьезно, время обеда должно совпадать с обеденным расписанием в школе. Так же нужно обеспечить ребёнку тишину, особенно если в семье есть младшие дети. Кроме всего этого, часто случались технические накладки или сбои. В подобных случаях куратор выходил на связь с учащимся или родителями индивидуально, иногда связывались с технической службой школы и получали квалифицированную помощь. Также возникали сложности с «передачей» педагогу выполненных заданий. И вновь на помощь приходил куратор. Вся эта работа ведётся с целью поддержать учащегося, научить решать технические проблемы самостоятельно, показать, как это делается, в сложной ситуации уметь концентрироваться. И самое главное, уметь противостоять стрессам.

Включая в урок элементы здоровьесберегающих технологий, необходимо сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у учеников бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес к предмету.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые наши педагоги используют на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что терпеливый и опытный учитель, современные информационно-коммуникационные технологии, специализированное компьютерное оборудование, психологически грамотный куратор, разумное распределение времени, домашняя обстановка и обучение, выстроенное с учётом индивидуальных возможностей детей, помогут достичь учащемуся значительных успехов в учебе.

  1. Адам Дж. Джексон. Десять секретов здоровья. - София, 2007
  2. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения, - М.: Издательский центр «Академия», 2006
  3. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. – М.: ИНФО, 2006
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК ПРО, 2002
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005

Вернуться к списку статей...