ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

XIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ».
Москва, Январь 2021 года.

ПОДДУБА СВЕТЛАНА ГРИГОРЬЕВНА
1-ый зам.директора по учебному процессу,
НОЧУ СОШ Центр образования «САМСОН»
podduba@samson-corp.ru

ЛЕЗОВА ЛИДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
завуч-координатор, НОЧУ СОШ Центр образования «САМСОН»
lezovalida@mail.ru

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ «САМСОН»

Профессия учителя одна из немногих требует постоянного развития, самосовершенствования и соответствия современным требованиям. Учитель сегодня – это человек, понимающий значение своей профессиональной деятельности для подрастающего поколения, для будущего страны и для себя лично, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. [1, 3, 4]. Учитель, даже самый опытный и высококвалифицированный, не может и не должен «вариться в собственном бульоне», быть оторванным от методической и научной работы школы, района, города. О роли непрерывного процесса развития человеческого ресурса писала Т.И. Шамова: «Прежде всего развиваться должны системообразующие, человеческие ресурсы. Здесь главное внимание должно быть сосредоточено на повышении компетентности: у руководителей – управленческой, у учителей – профессиональной, у учащихся – образовательной, у родителей – воспитывающей»[5, с.17].

Профессиональный рост учителя – одно из самых приоритетных направлений методической работы НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон». Школа была организована в 1997 году. И с самого основания школы вопрос профессионального роста Учителя стоял и стоит на первом месте в системе методической работы Центра образования «Самсон».

В школе создана методическая служба, которая представляет собой взаимосвязанную систему работы всех подразделений, направленную на обеспечение профессионального роста и развитие творческого потенциала каждого педагогического работника. Внимание к неформальному и непрерывному профессионально-личностному развитию педагогов – основное условие повышения качества и эффективности образовательной деятельности, роста уровня образованности, социализации, воспитанности, сформированности ключевых умений, навыков, компетенций обучающихся, а также укрепления и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса [2, 3].

Методическая служба школы – структурный компонент в системе управления образовательным учреждением (см. на сайте «Центра образования «Самсон» http://samson.mskobr.ru). Высшим органом управления методической работой в школе является педагогический совет, в состав которого входят все педагоги образовательного учреждения. На педагогическом совете решаются самые важные вопросы, связанные с педагогическим управлением образовательным процессом:

  • принятие учебных планов, образовательных программ, утверждение внутришкольного плана работы, рабочих программ по учебным дисциплинам и дополнительному образованию и т.п.;
  • обсуждение и утверждение различных проектов и программ по всем направлениям деятельности, определение перспективных педагогических, образовательных, здоровьесберегающих технологий;
  • изучение, апробация и распространение инноваций, прогрессивных педагогических практик;
  • принятие решений о проведении промежуточной аттестации и т.д.

Так одной из распространенных и очень эффективных форм неформального повышения профессиональной компетентности для педагогических работников являются тематические педагогические советы. В 2019-2020 учебном году в НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон» по утвержденному ежегодному комплексному плану работы школы было проведено четыре педагогических совета по следующим темам: «Анализ работы школы за 2018-2019 учебный год. Перспективный план работы на новый учебный год», «Практика реализации программ общего образования в России и за рубежом», «Профилактика педагогического выгорания», «Педагогика сотрудничества как условие формирования у обучающихся гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания, воспитания гражданина России». Такой широкий спектр вопросов позволяет продемонстрировать педагогическому коллективу актуальные векторы развития современной системы общего образования.

Следует уточнить – для проведения педагогического совета в нашей школе выделяется целый рабочий день. В первой части в основном делаются доклады/сообщения, и обсуждается новая информация. После перерыва, в рамках которого обязательно предусмотрен обед и непродолжительный отдых, проводится практическая часть педсовета.

Учитывая сложности педагогической профессии, актуальным был педсовет по профилактике педагогического выгорания. Участники педсовета получили реальную помощь в профилактике проблем профессионального характера, обсуждая следующие темы: «Профессиональное здоровье как объект самоменеджмента педагога»; «Учитель и его роль в обществе на примере КНР»; «Особенности профессии учителя в Финляндии»; «Учитель глазами детей»; «Пути и средства профилактики профессионального выгорания»; «Искусство как средство помощи педагогу в разных жизненных ситуациях»; «Эмоциональный интеллект. Необходимость его развития в профессии педагога». Во время практической части педагогического совета педагоги работали в группах, знакомились с ресурсами профилактики профессионального выгорания и разрабатывали свои приемы и методы решения этой проблемы. В итоге, продуктом педагогического совета явилась брошюра с практическими рекомендациями, советами и ресурсами в помощь учителю в его профессиональной деятельности.

На педагогическом совете по теме «Практика реализации программ общего образования в России и за рубежом» обсуждались особенности развития системы школьного образования в Южной Корее и Финляндии, государственные модели образования в которых на протяжении многих лет по результатам международной диагностики занимают лидирующие позиции. Знакомство с практиками реализации программ дошкольного образования в России и за рубежом, общего образования и программ предметов естественно-научного цикла за рубежом и на примере Китая, изучения иностранного языка в Европе и России, преподавания предметов эстетического цикла, в частности изобразительного искусства, и другие, значительно расширили профессионально значимые знания педагогов. Изменились представления о возможностях и границах применимости образовательных технологий, современных средств и методов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Педагогический совет по теме «Педагогика сотрудничества как условие формирования у обучающихся гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания, воспитания гражданина России» был посвящен вопросам реализации системы воспитания в современных условиях. Обсуждался воспитательный аспект образования, место и роль воспитательного компонента в урочной и внеурочной работе. Предметом обсуждения были следующие вопросы: международный опыт патриотического воспитания подрастающего поколения; история патриотического воспитания в России; роль современного искусства (кино, театр, музыка, живопись) в системе патриотического воспитания; патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников; патриотический аспект осознания младшими школьниками ценности многонационального государства в проектно-исследовательской работе; гражданско-патриотическое воспитание на уроках физической культуры и во внеурочное время; ценностные ориентации учащихся как показатель деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.

2020 год стал годом испытания не только для всего мира, всей нашей страны, каждого человека, но и для каждого учебного заведения. В связи со сложными условиями перевода образовательных учреждений на дистанционный режим работы на первый план вышла проблема организации онлайн обучения для всех обучающихся школы в период март-апрель 2020 года. В связи со сложившейся ситуацией были внесены коррективы в планы методической работы. На педсовете уже в 2020-2021 уч. году разбирались такие вопросы: «Онлайн-обучение и дистанционное обучение. Преимущества и недостатки дистанционного обучения»; «Синхронное и асинхронное дистанционное обучение», «Платформы и приложения»; «Цифровые решения в овладении английским языком»; «Проектирование эффективного урока в режиме дистанционного обучения»; «Информационные технологии как ресурс качества образования в условиях дистанционного обучения»; «Работа куратора в формате дистанционного обучения»; «Дистанционные формы и методики психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса»; «Особенности дистанционного обучения дошкольников»; «Особенности дистанционного обучения детей с нарушениями речи»; «Использование интернет ресурсов и цифровых компьютерных технологий в дистанционной форме обучения на уроках изобразительного искусства», «Особенности проведения онлайн-уроков по физической культуре».

Продуктом этого педагогического совета явился методический сборник, который поможет любому педагогу, кто сталкивается с проблемой организации и проведения онлайн обучения, как на начальном этапе, так и на продвинутом уровне.

Несомненно, педагогический совет играет ключевую роль в системе обеспечения профессионального роста учителя, развитии его творческого потенциала. Но в системе методического сопровождения педагогов в Центре образования Самсон большое внимание уделяется курированию работы кафедр.

В Центре образования Самсон сформированы 9 кафедр, куда входят педагогические работники определенных специализаций:

  • кафедра естественно-математических наук (учителя математики, физики, географии, биологии, химии, информатики);
  • кафедра гуманитарных наук (учителя русского языка, литературы, истории, обществознания);
  • кафедра иностранных языков (учителя английского, немецкого, испанского, французского языков);
  • кафедра кураторов (освобожденные руководители класса);
  • кафедра физического воспитания и спорта;
  • кафедра эстетического воспитания и развития (преподаватели музыки, изобразительного искусства, хореографии, театральной студии, вокальной студии и инструментальной студии);
  • кафедра дошкольного воспитания;
  • кафедра начального обучения;
  • кафедра психолого-логопедического сопровождения учебного процесса (педагоги-психологи и логопеды).

В методической работе кафедр предусмотрено проведение семинаров, открытых уроков и занятий по определенной методическим советом теме. Сотрудники кафедры формируют планы внеклассной работы по предмету, организуют разработку методических рекомендаций для обучающихся и их родителей (законных представителей) в целях наилучшего усвоения знаний, соблюдения режимы труда и отдыха.

Ежегодно в школе Самсон проводятся недели наук, открытые заседания кафедр, мастер классы, семинары-практикумы, интеллектуальные ярмарки, досуговые и развивающие мероприятия для дошкольников.

В 2020-2021 учебном году педагогическим коллективом была определена новая методическая тема – Повышение эффективности образовательной деятельности через применение современных технологий, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя. В связи с этим перед кафедрами в целом и перед каждым педагогом были поставлены конкретные задачи и обсуждены планируемые результаты.

Именно такая работа методической службы нашей школы позволяет каждому педагогическому работнику определить программу своего профессионального развития, ощущать свою востребованность, быть конкурентно способным, успешным в стремительно меняющемся мире, что несомненно принесет пользу не только школе, как образовательному учреждению, не только всему коллективу школы, но и, что особенно важно, каждому отдельно взятому педагогу.

  1. Василевская Е. В. Методическая работа в системе образования: состояние, тенденции, проблемы - М.: АПКиПРО, 2008. - 180 с.
  2. Вирабова А.Р. Развитие здоровьесберегающей среды в системе образования на основе интеграции ресурсного обеспечения. М.:ПРОБЕЛ, 2012. – 292с.
  3. Костюченко Л.А. Роль методической службы в организации инновационной деятельности образовательных учреждений // Методист, 2008, №2, с. 26
  4. Рагозинникова Л.Н. Педагогический мониторинг как неотъемлемое условие качество образования.// Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- №1.- С.40-44.
  5. Шамова Т.И. Образовательный мониторинг как механизм управления развитием качества профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений. // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сб. науч. тр. / XII Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020 г. В 2 ч. Ч. 1. – М.: МАНПО, 5 за знания, 2020. – С. 12-21

Вернуться к списку статей...