ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

XIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ».
Москва, Январь 2021 года.

РЕМИЗОВ СТАНИСЛАВ ОЛЕГОВИЧ
преподаватель истории, НОЧУ СОШ Центр образования «САМСОН»
biggerr2810@gmail.com

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛАХ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Образование – один из аспектов многостороннего, сложного процесса социализации, с помощью которого человек обретает модели поведения, навыки и знания, необходимые ему для нормального существования в жизни общества. Оно предполагает процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителей, другие – обучающихся. Отечественное образование имеет глубокие исторические корни и общепризнанные мировые достижения: мы первыми вышли в космос, наши специалисты традиционно обладали более широкими профилями в отличии от западных коллег, мы достигли передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, внесли свой решающий вклад в мировую культуру. Большое уважение оно снискало во многих странах мира; более того, когда в России прошли либеральные реформы образования, а я сейчас говорю о нулевых годах, и наметился постепенный отход от традиционной системы к Болонской, нашей былой системой образования заинтересовались некоторые другие страны, например Финляндия.

Но то, что было раньше, осталось там, и мы должны оценивать ее текущее, настоящее состояние и смотреть вперед.

Итак, какие звенья входят в состав школьной системы образования, перечислим:

  • начальное общее образование (1-4 классы);
  • основное общее образование (5-9 классы);
  • среднее общее образование (10-11 классы).

Именно школьное образование является основополагающим фундаментом для развития и социализации личность. В ту детско-юношескую пору формируется базовое мировоззрение, склонность и предрасположенность к тем или иным областям знаний и науки, осознается интерес к ним, так же происходит воспитательный процесс нравственных и идеологических моральных ценностей и установок. Для того чтобы максимально точно оценить современное состояние школьного образования в России, следует взглянуть на проблемы, которые здесь стоят.

Первую проблему, которую здесь следует выделить, это рост учебной и информационной нагрузки за последние 15 лет, который негативно влияет на физическое здоровье школьников и на их психологическое состояние. Кстати, раз эта проблема затронула учащихся, следовательно, она так же охватывает и учителей, которые вынуждены давать эту нагрузку обучающимся. Следует учитывать, что у каждого ребенка свой индивидуальный уровень развития и далеко не каждый может обладать достаточной работоспособностью, стрессоустойчивостью; наконец, может развиваться хроническая усталость от объемной поступающей нагрузки. И все это на фоне сложного подросткового возраста, в котором как правило обостряются и иные проблемы, например, ухудшение взаимоотношений с родителями, переменчивое настроение, и т.д. Вся эта связка часто приводит к серьезным последствиям в виде нанесения урона здоровью.

Второй проблемой я выделяю увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами и снижение конкурентоспособности отечественного образования. Либеральные реформы привнесли не столько много положительного, сколько отрицательного. Из главного, что пошло в плюс, это гуманизация образования и общедоступность, но из минусов это то, что данные реформы перезапустили всю систему образования в школе, и она только начала набирать обороты, причем довольно медленно, когда на Западе эти самые обороты уже давно угнали вперед. В итоге, мы занимаем позицию т.н. «догоняющего образования». Только пока ведутся гонки, наши школьники все больше разочаровываются в нашем образовании и все больше мечтают уехать в другую страну, продолжать образование там.

Либеральные реформы школьной системы образования (то бишь переход на Болонскую систему) породили недоверие к ней среди нашего российского менталитета.

Третья проблема охватила все регионы страны, кроме столичного, это низкая оплата труда педагогов и «старение» преподавательского состава в школах. Данная проблема крайне актуальна и в настоящий момент появляются новые методы ее решения, которые я приведу ниже.

Так, средний размер заработной платы у педагогов в различных регионах РФ колеблется от 12 до 25 тыс. руб при 1 тарифной ставке (18 часов в неделю), что составляет немногим больше прожиточного минимума, составляющего на 1 января 2021 года 11 653 рублей. В результате этого, школы фактически теряют возможный приток молодых специалистов и кадров, обладающих уже скольким-то опытом в профессии педагога. Если данная тенденция сохранится, то через 20 лет в региональных школах преподавать будет попросту некому. Для решения этой проблемы наши власти придумали некоторые решения, например, в прошлом году была запущена программа «Земский учитель». Она направлена на повышение мотивации педагогов устраиваться работать в сельские школы, школы небольших городов и ПГТ, короче говоря чтобы люди шли работать в провинциальные средние общеобразовательные учреждения, путем повышения заработной платы, стимулирующих выплат за достижения, помощи с жильем, выплаты «подъемных» и т.д. Данная программа не единственная в стране, есть еще «Учитель для России».

Четвертой проблемой я выделяю слабость материально-технической базы провинциальных учебных заведений. Опять же, я не берусь говорить за столичные школы, здесь все хорошо с этим оснащением. Но нигде больше нет такого оборудования, как электронные доски, достаточное кол-во персональных компьютеров, нормально функционирующих спортивных залов, секций, столовых и т.д. Все это происходит потому что финансирования явно недостаточно, в этих школах часто отсутствует элементарный ремонт.

Государству следует перенаправлять бюджетные средства сюда.

Пятая проблема – часто переполненные классы в региональных провинциальных школах. К примеру, численность обучающихся в одном классе считается нормальной, когда достигает отметки примерно в 22-24 человека. Но это функционирует в Москве, в остальных же школах по всей России классы часто имеют 30, 32, 35 обучающихся. В такой обстановке пропадают комфортные условия для работы, соответственно, это сказывается на уровне подготовки и знаний.

Шестая проблема современного отечественного школьного образования, это постепенное осложнение ГВЭ и ЕГЭ, а так же неопределенность с развитием итоговых экзаменов. Дело в том, что сама структура и содержание экзаменов часто подвергаются пересмотру, будь то организационная часть, или что еще тягостнее, сам экзамен. Такие изменения очень сложно переносят школьники и сами учителя: ведь для этого приходится обучаться на специализированных курсах чтобы не потерять свою профессиональную компетентность.

Сам факт предстоящего итогового испытания оказывает серьезную психологическую нагрузку на школьников, и это все вдобавок к без того постепенно возрастающей нагрузки.

Последней седьмой проблемой мне хотелось бы озвучить вынужденный переход на дистанционную форму обучения и замену ею стандартной, классической очной в связи со всемирной пандемией.

Сразу отмечу, я не сторонник дистанционной системы, хотя мои предметы, история и обществознание, очень удобно преподавать по ней. Тем не менее, я постараюсь объективно изложить, почему дистанционная форма – именно проблема.

Отсутствие нормального вербального и зрительного контакта, при работе на образовательной бизнес-платформе может сказаться таким образом, что вы, как учитель, не можете собрать нормально обучающихся, организовать их, у вас могут отсутствовать возможности контролировать их, поскольку веб-камеры используют далеко не все и это можно понять: не каждый захочет, чтобы его видели в домашнем образе или ту обстановку, что у него за спиной. Понятия личного пространства никто не отменял. Потом, предметы технического цикла сложнее преподать, используя данную систему. Находясь на дистанционном образовании дома, у обучающихся неизбежно падает уровень самоорганизации и самодисциплины, они лишены возможности нормального взаимодействия на уроке и работы в группе.

Наконец, как отмечают педагоги-психологи, на фоне дистанционной формы образования у многих подростков сейчас формируются депрессивные настроения.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в нашем отечественном образовании на настоящий момент существуют многочисленные пробелы и проблемы, что резко останавливает наши конкурентоспособные возможности. Государство проводит последовательные реформы и изменения в данной области, но не настолько скоро и своевременно, как бы хотелось. В целом, общие тенденции к улучшению всей картины есть, но они пока далеки от стабильности.

  1. Агранович М.Л., Ермачкова Ю.В., Селиверстова И.В.: Российское образование в контексте международных индикаторов 2019: аналитический доклад центра статистики и мониторинга образования ФИРО РАНХиГС - 2019
  2. Кириллова О.Ю. «Противоречия и перспективы развития российской системы образования» - 2006
  3. Инновационная деятельность в РФ: инф-статья мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ - 2016
  4. История педагогики и образования: учебное пособие под редакцией А.И. Пискунова – М. 2010
  5. сайт studopedia.net

Вернуться к списку статей...