XIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ».
Москва, Январь 2021 года.
СТЕПАНОВА ЛАРИСА НИКОНОРОВНА
инструктор по физической культуре,
НОЧУ СОШ Центр образования «САМСОН»
larisa-stepanova91@rambler.ru
ПРОКОШИНА ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА
учитель физической культуры и спорта,
НОЧУ СОШ Центр образования «САМСОН»
ejikovna2126@yandex.ru
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО УРОКА В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В НОЧУ СОШ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «САМСОН»
XXI век является веком информационно – коммуникативной компетенции, веком развития знаний, как производительной силы. Постоянный рост объемов информации, модернизация и усложнение учебных и трудовых процессов, привёли к необходимости получения качественного образования на всех уровнях. В настоящее время становится актуальным применение технологий дистанционного обучения в системе образования. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» отмечено, что учебное заведение по своему усмотрению устанавливает порядок предоставления учебно-методической поддержки ученикам, в том числе способом личных консультаций, проводимых дистанционно с применением информационных технологий, а также определяют соотношение объемов уроков, которые проводятся путем прямого взаимодействия преподавателя с учеником по своему усмотрению, в том числе с использованием электронного и дистанционного обучения [1].
На первый план выходит интерактивная работа учеников с учебными материалами, которые соответствуют основному учебному плану и специально разработаны для общеобразовательного учреждения.
В 2020 году появился фактор, который изменил систему образования во всем мире – пандемия. Введение режима повышенной готовности и, как следствие, массовое закрытие школ, оказалось неожиданным явлением не только для России, но и для всего мира.
Пандемия ускорила информатизацию образовательного процесса подведя к выходу на первый план – дистанционные образовательные технологии. И если система высшего образования уже имела опыт внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс посредством различных платформ, то системы начального и среднего образования осваивали дистанционные технологии в образовательном процессе.
Специфика каждого предмета различна, но общий принцип задачи учителя остаётся неизменным – это создание надлежащих условий для практического усвоения знаний. Данный принцип непосредственно затрагивает образовательную область «Физическая культура», которая является обязательной частью основного образования.
Учитывая специфику преподавания учебной дисциплины - «Физическая культура», для реализации режима дистанционного обучения возникает необходимость дополнительных исследований и разработок в данной предметной области. Открытое дистанционное обучение, является новой формой предоставления учебной информации, средством получения знаний учащимися, не смотря на возможные проблемы со здоровьем, оно увеличивает творческий и интеллектуальный потенциал детей, стимулирует их к самостоятельной работе. Опыт применения эффективных методик дистанционного образования в области физической культуры только начинает накапливаться. В наши дни активно внедряются обучающие программы на основе современных мультимедийных средств, которые помогают достичь максимальных результатов в решении образовательных задач дистанционного обучения.
С чего же начинается проектирование эффективного урока по ФК в режиме дистанционного обучения?
Когда в первый раз слышишь фразу: «Уроки физкультуры дистанционно», то возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение...
Однако, осваивая технологические возможности проектирования урока в режиме дистанционного обучения, становится очевидным не только совместимость урока ФК и дистанционного обучения, но открываются и ряд преимуществ данной формы выполнения работы.
Стоит отметить, что в условиях дистанционного обучения, именно онлайн-занятия и контроль выполнения домашнего задания посредством записи видео, является одним из самых распространённых и практико-ориентированных методов преподавания физической культуры.
Для выполнения нормативов ВФСК ГТО, приоритетными являются такие необходимые гимнастические упражнения, как наклоны вперед, поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, приседания. Для утренней гимнастики рекомендуются комплексы суставной гимнастики, упражнения для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки.
Практические занятия можно выполнять в форме Табата, Just Dance и другие, под контролем учителя или самостоятельно, предоставив фото- или видеоотчет по завершении занятия.
Самостоятельный блок занятий можно реализовать в форме письменного анализа энергозатрат и рациона питания за день.
Проектная деятельность направлена на развитие теоретических знаний и прикладных умений в области ФК. Темы проектов могут быть разнообразными, составленными на основе межпредметной интеграции.
Кейс-технологии призваны формировать навыки в определенных ситуациях. Кейсами могут выступать: задания на выполнение комплекса физических упражнений, подбором спортивного инвентаря, ситуации с разграничением физической нагрузки, исследование готовности учащегося к выполнению физических нагрузок.
Дискуссионные клубы – это организации групп учащихся по интересам. Для дискуссий используются темы из области изучения физической культуры. Сообщества готовят выступления исходя из предложенных учителем тем. Руководитель определяет время доклада, количество докладчиков, примерную структуру дискуссии (вопросы, которые необходимо раскрыть).
Реализация урока в режиме дистанционного обучения позволяет личностно ориентировать и дифференцировать обучение по физической культуре. Для проверки теоретической части можно использовать: тестирование, анкетирование, онлайн-беседы, эссе, сообщения, презентации, рефераты, конкурсные проекты.
Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому для того чтобы организовать эффективный урок при дистанционном обучении необходимо предоставить теоретический материал в доступной и наглядной форме. Эффективно решать эту проблему позволяет использование электронных презентаций.
Объяснения техники выполнения многих упражнений, биографии спортсменов, раскрытие теоретических аспектов различных направлений могут быть представлены ученикам с использованием различных видов наглядности. Использование на уроке наглядных средств обучения не только облегчает усвоение материала, но и способствуют формированию у детей образного мышления. Электронные презентации делают материал более приемлемым и доступным учащимся, оказывают непосредственное влияние на мотивацию школьников.
Сама презентация, являясь, по сути, конспектом урока может быть использована, как средство самообучения и самостоятельной работы.
Другой формой проверки теоретической части предмета предлагается использование тестирующих программ. Неограниченно большое количество разделов и вопросов в содержании компьютерных тестов, позволяет варьировать их под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования.
Правила техники безопасности при занятиях физической культурой на дистанционном обучении.
Правила техники безопасности, обязательны к исполнению и направлены на предотвращение травмоопасных ситуаций в процессе занятия.
Для безопасных занятий физическими упражнениями, необходимо выделить для ребёнка хорошо освещённое, хорошо проветриваемое место, площадью не менее трёх метров.
Ученики, имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по ФК, занимаются по адаптированным программам занятий.
лицо (по возможности принять теплый душ).
Для проведения занятий в дистанционном формате существуют специальные платформы, например: Zoom или Moodle. Также проводя онлайн-занятия можно использовать видеохостинг YouTube, где представлена огромная база видеороликов с примерами упражнений по ФК.
Для самостоятельной работы учеников можно использовать такие сайты, как «Российская электронная школа» и «Московская электронная школа». Некоторые задания выполняются в электронном виде и затем высылаются учителю в личном сообщении. Возможно оформление работы в виде текстового документа и размещение в разделе «Файлы». Как и на уроке, существует возможность того, что не все учащиеся смогут дать ответы, на поставленные вопросы, но в «Группе», дети могут прочитать варианты ответов других учеников и устранить непонимания. На форуме, где выкладываются ссылки, теоретический материал, задаются вопросы, организуется дискуссия и т.д. Во время работы можно использовать учебные презентации, кроссворды, ребусы, мультимедиа и т.п.
Дистанционные задания по физкультуре
Использование возможностей дистанционного обучения в работе педагога, повышает эффективность образовательного процесса, позволяет вывести процесс взаимодействия учителя и ученика на новый уровень и освоить новые формы урока.
Отличительными особенностями урока в режиме дистанционного обучения являются:
- Увеличение возможности удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей школьников;
- Условное ограничение тематики дистанционного урока;
- Открытие новых граней учебного предмета учениками, поиск новых путей решения поставленной задачи исходя из предложенных учителем схем.
- Индивидуальный подход. Ученик сам выбирает время, место работы, имеет возможность привлечь дополнительный материал по теме. Если ребенок стесняется высказываться в открытую (как стесняется высказаться при классе), он может выразить свою мысль в личном сообщении учителю.
- Число учащихся и их вклад в работу ничем не ограничивается.
- Для использования в работе этой социальной сети нужно только подключение к Интернету.
Таким образом, при проектировании эффективного урока физкультуры в режиме дистанционного обучения совмещаются физическая и умственная работа школьника, развиваются интеллектуальные и творческие способности, расширяется общий кругозор. Благодаря самостоятельной работе при дистанционном образовании идет овладение знаниями, навыками, приобретаются самостоятельность в принятии решений, формируется ответственность, готовность к профессиональному росту и творческий подход к деятельности, развивается критическое мышление и усердие.
- Иванова Т.Н., Жукова И.В. Тенденции и перспективы дистанционного образования // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16.
- Лебедева М.Б. Образовательные технологии: терминология и содержание // Ярославский педагогический вестник. 2011. №1. С. 17-21
- Методические рекомендации по реализации программы учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях в условиях использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / сост.: Б.В. Беглов, И.В. Новикова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2020. – 19 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2004 - 416 с.
- Применение дистанционных образовательных технологий по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту»// Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 3
- Портал электронного обучения КФУ [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/open (дата обращения: 04.01.2021)