XIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ».
Москва, Январь 2021 года.
ХАТУНЦЕВА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА
педагог-психолог, НОЧУ СОШ Центр образования «САМСОН»
tatyana.hatuntseva@yandex.ru
СТЕПАНИЧЕНКО АНАСТАСИЯ НИКОЛАЕВНА
педагог-психолог, НОЧУ СОШ Центр образования «САМСОН»
a-n-psy@mail.ru
ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Дистанционное обучение – это вынужденная мера, которую пришлось применить в сложившихся в стране обстоятельствах. Образовательный процесс вынужден был адаптироваться к новым условиям, специалисты стали искать возможности применения своих компетенций в дистанционном формате. Как и всем участникам образовательного процесса школы «Самсон» психологической службе надо было преобразовать свою работу в оптимально удобном в условиях пандемии формате.
Традиционно деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении состоит из следующих направлений:
- психодиагностика
- коррекционно-развивающие занятия
- консультирование
- просвещение и профилактика
Основные направления психодиагностики в образовательном учреждении – это диагностика познавательного развития и диагностика эмоционально-личностной сферы.
Для этих целей в дистанционном формате представляется возможным использование компьютерной диагностики, тестов с автоматической обработкой данных. Такой формат подсчёта данных ускоряет процесс диагностики, он более удобен для средней и старшей школы. Здесь работа психолога среднего и старшего звена была эффективно выстроена с помощью кураторов, которые сообщали специалисту о снижении мотивационного уровня, изменениях настроения учащихся, резких его колебаний, наличии у учеников апатии, слезливости и прочих эмоциональных проблем. Также, уже имеющиеся знания педагога-психолога об индивидуальных особенностях всех обучающихся среднего и старшего звена позволяют ориентироваться в том, кто из них является группой риска. Если эмоциональное состояние кого-то из учащихся вызывало тревогу, то проводилась дополнительная диагностика, а далее в формате онлайн организовывалась психологическая консультация с учеником.
Спецификой диагностики дошкольного и младшего школьного возраста является необходимость присутствия специалиста рядом для контроля выполнения тестовых заданий, что связано с особенностями возраста, несформированной до конца саморегуляцией волевого поведения детей. Классические диагностические методики подразумевают деятельностный подход, то есть ребёнок показывает свой уровень развития в предметной, игровой деятельности. Кроме того, некоторые методики имеют специфическую процедуру проведения, которую сложно адаптировать к дистанционному формату.
Здесь нашими специалистами были использованы тесты-опросники и проективные методики, которые есть в онлайн-формате и которые можно применить для детей младшего возраста. В случаях затруднения учащихся при выполнении заданий по возможности использовалась помощь родителей. Также в формате онлайн-консультации родители сообщали дополнительную информацию о ребенке, которая помогала выстраивать индивидуальный маршрут психологического сопровождения, оптимального для этого учащегося.
Таким образом, компьютерные варианты психодиагностики могут быть дополнительными средствами обследования, полученное с их помощью заключение должно быть подкреплено информацией из других источников. В этом случае не обойтись без помощи родителей и педагогов, обучающих ребенка, и только созданный за многие годы слаженный механизм взаимодействия всех участников учебного процесса нашей школы позволил максимально эффективно выполнить эту задачу.
При проведении дистанционных коррекционно-развивающих занятий нашими специалистами использовались наглядные материалы и мультимедийные презентации, разработанные для решения определённых задач познавательного развития.
При работе с эмоциональными проблемами учащихся, в дистанционном формате использовались релаксационные техники, сказкотерапия, игровая терапия, арт-терапия с применением материалов для творчества, которые имеются у ребёнка дома.
Консультирование было наиболее востребованным видом работы психологической службы при дистанционном обучении. Консультирование проводилось и с детьми, и с их родителями, педагогами и администрацией. Большой спрос на эту работу обуславливался тем, что в период начала пандемии у большинства людей наблюдался высокий уровень тревожности, страхов, подавленного эмоционального состояния. Все это не могло не нуждаться в коррекции, так сохранение и профилактика здорового психического состояния учащихся и педагогов являются необходимой составляющей учебного процесса. Консультации проводились в видео-формате в специальных приложениях, также было возможным общаться по телефону или в текстовых сообщениях, посредством мессенджеров или электронной почты.
Психологи службы школы «Самсон» использовали ресурсы дистанционного формата для просвещения участников образовательного процесса. Работа состояла из распространения психологической информации различной тематики, полезных ссылок и ресурсов, видео-лекций известных специалистов. Кроме того, специалистами психологической службы сформирован объемный банк методических пособий, составленный нашими психологами за многие годы. Представлен он в виде мини-методичек, информирующих родителей и педагогов об особенностях всех возрастных групп. Ознакомиться с ними можно в электронном формате на страничке школы в социальных сетях, а также на сайте.
Подводя итоги можно сказать, что осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дистанционном формате возможно с некоторыми допущениями. Надо сказать, что сложившаяся обстановка в стране и мире способствует повышению уровня стресса, как у детей, так и у родителей, а дистанционное образование добавляет напряжения в жизненный уклад семьи. И психологическое сопровождение образовательного процесса может помочь всем его участникам справится с этим стрессом.
- Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с. (Практическая психология в образовании).
- Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. Личностно ориентированное обучение детей и подростков: проблемы и пути решения. – М.: Пробел-2000, 2006. - 436 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.