XIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ».
Москва, Январь 2021 года.
ШИМАНСКИЙ ЕВГЕНИЙ ЛЕОНИДОВИЧ
учитель географии, НОЧУ СОШ Центр образования «САМСОН»
110562shel@mail.ru
КОНТРОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В ушедшем 2020 году Российская школа оказалась в новой для себя ситуации- ситуации массового внедрения дистанционного образования. Уже в конце марта Министерство Просвещения РФ разработало и опубликовало «Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), а также Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226), в целях оказания методической помощи при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В рекомендациях отмечается, что «Образовательная организация… разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение) об организации дистанционного обучения, в котором определяет, в том числе порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам».
В нашей школе «САМСОН» также было разработано и утверждено «Положение об организации электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе». Практика показала, что, как и ожидалось, система контроля и оценивания учебной деятельности при дистанционном обучении имеет существенные особенности. Так, например, учителям пришлось перестраивать структуру дистанционного урока уже только потому, что гигиенические требования ограничивают время работы с изображением на индивидуальном мониторе компьютера для учеников 5-11 классов 20-25 минутами. В то же время выявились и многие определенные «плюсы» дистанционного обучения, а именно:
- возможность образовательного взаимодействия удаленных друг от друга педагогов и учащихся;
- усиление учебной мотивации, развитие способностей и навыков обучения и самообучения;
- возможность обучения для детей, которые не могут обучаться в очной форме;
- организация профильного обучения.
Опыт работы показал, что организация дистанционного урока процесс трудоёмкий, требующий знаний не только основ предмета и методики, но обширных знаний в области информационно-коммуникативных технологий.
Для организации уроков географии в дистанционном режиме я, как учитель географии, использую несколько цифровых образовательных платформ и сервисов:
- Zoom – платформа для организации видеоконференций;
Online Test Pad – онлайн-конструктор для создания тестов;
МЭШ;
СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ – подготовка к экзаменам;
interneturok.ru/subject/geografy;
WhatsApp, Вконтакте – консультации детей и родителей, ответы на вопросы.
Для организации онлайн-уроков по географии наиболее эффективной, на мой взгляд, является Zoom.
Характер рядового дистанционного урока может носить частично-поисковый, эвристический метод с проблемным изложением материала, а также исследовательский метод, позволяющий учащимся самостоятельно решать новые для них познавательные задачи, находить новые решения уже известных задач и т.д.
Я использую такой общий алгоритм построения дистанционного задания (занятия) по географии:
- теоретический блок (возможная форма – сетевая лекция, видеолекция, интерактивная презентация и др.) подойдёт для старших классов Zoom;
- блок тренировочных заданий (формы различны – тесты, практические задания, работа с контурной картой, с атласом и др.). Главная особенность –задания даем подобные тем, что решал ученик в тренировочном блоке.
Современная педагогическая наука выделяет основные принципы контролирования учащихся, которые необходимо соблюдать в дистанционном обучении:
- познавательная деятельность в дистанционном обучении должна оцениваться при минимальном воздействии субъективного фактора; принцип объективности
- в дистанционном обучении должны создаваться равные условия для всех обучающихся, принцип демократичности проходящих контроль;
- контроль с помощью дистанционных технологий должен быть организован так, чтобы за как можно меньшее время осуществить проверку знаний у большого количества испытуемых. Принцип массовости и кратковременности.
В условиях дистанта привычные проверочные и контрольные работы в необходимом объеме провести фактически невозможно. Кроме того их результаты не всегда будут показательными, ведь появляется множество дополнительных факторов: дома ученики отвлекаются, интернет может быть нестабильным, появляется масса возможностей списать. Поэтому приходится существенно сокращать объем заданий текущего контроля.
В связи со всеми этими нюансами можно выделить такие принципы оценивания при дистанционном обучении:
- дифференцированные задания;
- многовариантность заданий;
- накопительная система отметок;
- формирующее оценивание;
- неизменность критериев оценивания.
Следуя упомянутым принципам контроля и оценивания учебной деятельности мне удалось, как я считаю, наладить процесс дистанционного обучения по своему предмету в школе без серьезных провалов и упущений. Результаты закончившегося учебного года в виде итоговых отметок по предмету «География» в целом коррелируют с результатами прошлых лет. Конечно, как и в любом новом деле, в дистанте имеется много сложностей, но, с другой стороны, трудности и специфика новых условий стимулирует на творчество, на поиск неординарных педагогических ходов и решений.
Дидактические принципы организации учебного процесса в любой форме обучения, будь то очная, дистанционная или заочная, в основе своей также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами, обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернета, ее услугами. Она должна органично вписываться в систему непрерывного образования. Особенностей поведения человека в этой среде. Интернет представляется участникам процесса обучения (учащимся, преподавателям) в качестве новой коммуникационной среды, которая порождает новые ситуации и отношения. И учителя, руководствуясь вышеизложенными принципами оценивания и контроля знаний, умений и навыков, в большинстве своем сумели достойно организовать учебный процесс в условиях дистанционного обучения, проявляя педагогическое творчество и смекалку. Об этом можно говорить, исходя из своего личного опыта и результатов работы педагогического коллектива школы «САМСОН».
- Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. – М.: РАО, 1999 г.
- Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. М.2020 г.
- Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. – М.: Логос, 2002 г.