ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

XIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ».
Москва, Январь 2021 года.

ВИРАБОВА АННА РАФАИЛОВНА
профессор кафедры гигиены детей и подростков
института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана
Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет),
доктор медицинских наук
annavirabova@yandex.ru

ШКЛЯРОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА
профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ФГБОУ ВО МПГУ,
к.п.н., доцент
oa.shklyarova@mpgu.su

КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ КАК РЕСУРС ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Создание и развитие здоровьесберегающей среды, реализация принципов здоровьесбережения в образовательной организации предполагают позиционирование определенной культуры управления и повышение культуры взаимодействия всех участников образовательного процесса. Культура управления является не только имиджевой составляющей образовательной организации, фактором-условием, оказывающим влияние и на качество образовательного процесса и качество образовательного результата, но ресурсом личностного и профессионального развития всех субъектов образовательных взаимоотношений. Анализируя организационные составляющие, определяющие эффективность деятельности участников образовательного процесса Вирабова А.Р., Галеева Н.Л., Давыденко Т.М., Капустин Н.П., Осипова О.П., Шамова Т.И., Шишова Е.О. и др. указывают, что совокупность факторов, отражающих культуру управления, определяет качество образовательной среды, а следовательно и качество результатов образования.

Представители научной школы управления образовательными системами в своих исследованиях подчеркивают, что высокий уровень культуры реализации управленческих функций актуален практически для всех участников образовательного процесса.

Участие в процессах управления, выполнение организационно-управленческой работы могут быть востребованны на разных уровнях организации образовательных систем – от совместно-творческой деятельности в малой команде проекта или работе ученического коллектива (класса), до управленческого сопровождения по реализации любого конкретного направления. Так в исследованиях С.Г. Воровщикова, Н.Л. Галеевой, Ю.А. Конаржевского, М.М. Новожиловой, Е.В. Орловой, О.П. Осиповой, Е.В. Савенковой, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, А.А. Ярулова и др. вопросы управленческой компетентности, культуры управления в образовательной организации представлены не только в аспекте деятельности административно-управленческой команды.

На протяжении последних десятилетий исследования, связанные с изучением управления образовательными системами, затрагивали практически все аспекты функционирования образовательных систем и процессов:

  • теоретические и методологические основы формирования управленческих компетенций – аксиологические, акмеологические, поведенческо-деятельностные, технологические и другие стороны деловой и управленческой культуры (С.Н. Белова, И.В.Ильина, И.М. Подушкина, Г.Н. Подчалимова, Е.В. Савенкова, А.Н. Худин, Т.И. Шамова, А.А. Ярулов и др.);
  • феномен культуры управления как ресурс эффективности профессиональной деятельности менеджмента образовательной организации (И.В. Белых, М.П. Нечаев, О.П. Осипова, П.И. Третьяков и др.);
  • управленческая компетенция и культура управления как фактор профессионально-личностного развития и профессиональной жизнеспособности педагогических работников (А.Р. Вирабова, О.Ю. Заславская, Э.В. Литвиненко, Е.В. Сороковая, П.И. Третьяков, Е.И. Фадеева, Т.Ю. Щипкова и др.);
  • развития управленческих компетенций участников государственно-общественной системы управления в сфере образования (Е.Л. Болотова, С.Г. Воровщиков, Н.Л. Галеева, Т.Н. Данилова, О.А. Шклярова и др.);
  • формирование навыков управленческой деятельности, воспитание этических норм, организаторских способностей, лидерства у обучающихся (А.Р. Вирабова, В.А. Гладик, Н.П. Капустин, Л.И. Маленкова, М.П. Нечаев, А.А. Свирин, Е.П. Шастина, Т.Ю. Щипкова и др.);
  • культура социального партнерства и родительского участия в жизни образовательной организации (Л.И. Маленкова, Г.Н. Шабанова, Т.И. Шамова и др.)

Таким образом, культура управления в теории и практике управления образовательными системами рассматривается как комплексная константа, которая раскрывается через такие концепты как «деловая культура руководителя», «управленческая культура менеджмента организации», «организационная культура», «корпоративная культура», «культура личности», «профессиональная культура», «организационно-управленческая компетенция» и др.

Полагаем, что суть феномена «культура» в образовательной организации проявляется, прежде всего, в характере ценностно-смысловых ориентаций, специфике выстраивания отношений, общей психологической атмосфере, которые отражены и могут быть зафиксированы в определенных разновидностях чувственно-эмоциональных и коммуникативных взаимоотношений, выборе способов и форм презентации личностной, индивидуальной или профессиональной позиции участниками образовательного процесса и т.п. Все это создает атмосферу организационной корпоративной культуры и во много зависит от общей культуры управления.

Практически все исследователи обращают внимание на то, что формирование и поддержание культуры высокого уровня в управлении всеми процессами – актуальная задача образовательной организации. Основная направленность и результат данной задачи – обеспечение качественной образовательной среды, отвечающей принципам, в первую очередь, здоровьесбережения, личностно-ориентированного подхода в образовании, возможности полноценного развития каждого ребенка (Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. и др., 2013). Практика реализации такого подхода сложилась в НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон», где с самого основания (1992 г.) корпоративной культуре, культуре управления уделяется особое внимание.

Представим краткую, но достаточно полную информацию о Центре образования «Самсон», для понимания важности вопроса о корпоративной культуре. Школа-сад «Самсон» работает в режиме полного дня. Продолжительность пребывания детей в организации с 8.00 до 18.30, а фактичекски со времени встречи утром ребенка по адресу его проживания и доставки вечером обратно домой водителем транспортной службы. Возраст воспитанников и обучающихся Центра образования «Самсон» от двух лет до окончания 11 класса (17-18 лет). Режим полного дня предусматривает, что кроме учебного процесса в рамках освоения основной образовательной программы, обучающиеся школы во второй половине дня занимаются самоподготовкой, выполняют домашние задания под патронажем куратора класса, имеют возможность при необходимости индивидуально заниматься с педагогами-предметниками, психологом. Значительная часть детей дошкольного возраста и начальной школы во второй половине дня занимаются с логопедами, со специалистами по развитию речи. В школе активно реализуется широкий спектр программ дополнительного образования, кружки, спортивные секции, творческие мастерские и студии, организуются групповые и общешкольные мероприятия различной направленности в рамках системы воспитательной работы. Особое внимание к здоровью обучающихся обеспечивается мониторингом специалистов медицинской службы. Обучающиеся имеют возможность получить своевременную медицинскую помощь, необходимые физиопроцедуры по назначению педиатра. Режим полного дня гарантирует каждому обучающемуся и воспитаннику качественное образование и возможность личностного развития с учетом индивидуальных интересов и склонностей. Кроме того такой режим работы школы позволяет предупредить вероятность возникновения напряжения и конфликтов в семьях обучающихся по так называемой «школьной проблеме», на что нередко указывают специалисты (Кучма В.Р., Баранов А. А., Сухарева Л. М., 2014).

Следует подчеркнуть, что одним из условий полноценного образования обучающихся с позиции требований к качеству образовательной среды мы рассматриваем культуру управления и корпоративную культуру в организации в целом. Практически большую часть активного времени суток в течение недели дети проводят в непосредственных контактах с сотрудниками школы. Поэтому важным требованием, которое руководство школы предъявляет ко всем специалистам без исключений, является соблюдение норм и правил принятой корпоративной культуры. Позиционирование управленческой культуры при организации любой деятельности обучающихся и воспитанников основано на принципах гуманной и личностно-ориентированной педагогики.

Основополагающие тезисы, определяющие особенности корпоративной культуры и культуры управления представлены и отражены локальных актах организации: Правила внутреннего трудового распорядка, Корпоративный кодекс НОЧУ СОШ «Центр образования «Самсон», «Профессиональные заповеди учителя», Кодекс профессиональной этики педагога, Положение о кураторстве, Хартия учащихся школы «Самсон» и др.

Работа менеджмента образовательной организации по поддержанию и развитию культуры управления представляет собой совокупность целого комплекса мероприятий. Следует сказать, что большая часть сотрудников школы «Самсон» – это специалисты, основной функционал которых не связан с непосредственно педагогической профессиональной деятельностью. В структуре образовательной организации к службам, обеспечивающим полноценное проведение персонально-ориентированного здоровьесберегающего образовательного процесса высокого уровня, с планируемым качественным результатом обученности, воспитанности, творческих способностей, относятся следующие:

  • медицинская служба;
  • служба безопасности;
  • транспортная служба;
  • служба питания;
  • экономический и финансово-плановый отдел;
  • отдел кадровой политики;
  • отдел делопроизводства;
  • инженерная служба и эксплуатации здания;
  • административно-техническая и хозяйственная служба.

Деятельность по формированию корпоративной культуры и культуры управления в Центре образования «Самсон» представляет широкий комплекс действий руководителя, ответственного за реализацию кадровой политики, целеполагание, многозадачность и социальную миссию школы.

Уровень культуры взаимодействия в каждом подразделении начинается с кадрового наполнения, предусматривающего алгоритм следующих последовательных действий, шагов.

Шаг первый. В собеседовании при найме на работу обязательно учитываются не только квалификационные характеристики (образование по профессии, разряд или категория, опыт работы, заслуги и стаж и т.п.), но и личностные и компетентностные качества. Прежде всего, отношение к детям, общая культура (воспитанность), эмоциональная устойчивость, коммуникативная и валеологическая компетентности, аккуратность и др.

Шаг второй. Знакомство претендента на вакансию не только с правилами (этическими нормами и требованиями к внешнему виду, поведению), но и с сутью основной миссии, целей и задач образовательной организации. Считаем, что каждый сотрудник Центра образования должен не только знать, но и осознавать степень своего участия, профессионально-личностной ответственности за создание качественной здоровьесберегающей образовательной среды.

Шаг третий. Инструктаж сотрудника по обеспечению безопасности и организации взаимодействия с детьми в рамках их основной компетенции. Например, во время трансфера, или организации питания, или на прогулке и выездных мероприятиях и т.п.

Шаг четвертый. Периодическое проведение мероприятий обучающего характера, содействующих профессионально-личностному росту педагогических работников и всех сотрудников учреждения. Это не только традиционные мероприятия: производственные совещания, тематические лектории, семинары, деловые игры, тренинги, но и корпоративные праздники.

Шаг пятый. Мониторинг, анализ динамики организационной культуры в коллективе. Выявление и обсуждение проблемных ситуаций или происходящих объективных изменений, как ответ на внешние факторы.

Менеджмент образовательной организации – управленческая команда, в состав которой входят руководитель образовательной организации, руководители структурных подразделений и служб, менеджеры начального звена.

Так для педагогических работников реализация управленческих функций сопряжена с управлением образовательным процессом, управлением образовательной деятельностью обучающихся, управлением процессами взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, родителями учащихся и воспитанников, при разработке и реализации конкретных проектов, программ т.п.

В профессиональной деятельности сотрудников образовательной организации самоменеджмент, тайм-менеджмент, культура коммуникации обеспечивают эффективность работы, возможности профессионально-личностного развития, карьерного роста. Основы управленческой деятельности в содержании образования обучающихся способствуют достижению личностных и метапредметных результатов практически на всех ступенях обучения: основы планирования, рефлексии, регулирования, самоконтроля, личностной ответственности и т.п. Персонализация успешности в самоорганизации учащихся рассматривается нами в контексте самоактуализации, самоактивизации и самореализции личностного потенциала.

В заключении еще раз отметим, что культура управления, управленческая компетентность в профессиональной деятельности сотрудников – важный фактор успеха и эффективности работы учреждения, основа стратегии управления качеством.

  1. Виноградова Н.П. Роль культуры управления в успешной деятельности организации // ПСЭ. 2016. №2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kultury-upravleniya-v-uspeshnoy-deyatelnosti-organizatsii (дата обращения: 13.01.2021)
  2. Вирабова А.Р. Развитие здоровьесберегающей среды в системе образования на основе интеграции ресурсного обеспечения (монография). - М.: Пробел-2000, 2012. - 292 с.:илл.
  3. Вирабова А.Р., Шклярова О.А., Поддуба С.Г. Профессионально-личностное здоровье педагогических работников как фактор успешности образовательной организации // Педагогическое образование и наука.– 2020. – №1. – С.23-28
  4. Кучма В.Р., Баранов А.А., Сухарева Л.М. Медико-социальные проблемы воспитания подростков. М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2014 -388 с.
  5. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. и др.; Медико-профилактические основы работы общеобразовательных учреждений / под ред. В.Р. Кучмы, М.И. Степановой. — М.: Просвещение, 2013. - 110 с.
  6. Осипова О.П., Шклярова О.А. Ресурс самоменеджмента в повышении профессиональной жизнеспособности и развитии управленческой культуры педагогических работников // Проблемы современного образования № 5-2020, с. 203 – 213. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-202-213.
  7. Шамова Т. И., Шклярова О.А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе // Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе: сб. материалов научной сессии ФПК и ППРО МПГУ (25 января 2007 г.). - М.: ООО УЦ «Перспектива», 2007. - С. 3-11.

Вернуться к списку статей...