ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

СЕКЦИЯ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПРИ УПОЛНОМОЧЕННОМ
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Москва, 04 июня 2021 года.

ВИРАБОВА АННА РАФАИЛОВНА
Директор Центра образования "САМСОН",
доктор медицинских наук, профессор

СТЕНОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ ПО ОБСУЖДЕНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О РАСШИРЕНИИ ПЕРЕЧНЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАСПОРЯЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА НА ПОКУПКУ ДОРОГОСТОЯЩИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ДЕТЕЙ

И.В.ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ: Уважаемые члены Экспертного совета, уважаемые коллеги, здравствуйте! Позвольте поприветствовать Вас на заседании секции Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации по вопросам социальных и образовательных прав и свобод. С нами сегодня работают наши уважаемые эксперты: координатор нашей секции – Колотова Наталья Валерьевна, кандидат юридических наук, доцент, руководитель сектора прав человека Института государства и права Российской академии наук. Вирабова Анна Рафаиловна, доктор медицинских наук, профессор и наш постоянный участник Экспертного совета. По видеосвязи с нами присутствуют: Экимов Анисим Иванович, доктор юридических наук, профессор, Дудко Игорь Геннадьевич, доктор юридических наук, процессор. Слышно меня, уважаемые коллеги?

А.И.ЭКИМОВ: Слышно!

И.В.ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ: Анисим Иванович, здравствуйте!

И.Г.ДУДКО: Да, мы слышим!

А.И.ЭКИМОВ: Здравствуйте!

И.В.ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ: Игорь Геннадьевич, спасибо!

И.Г.ДУДКО: Добрый день!

И.В.ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ: Спасибо, что вы с нами! Также с нами на связи Валентина Александровна Петренко, доктор педагогических наук, член нашего совета. И наши сотрудники Аппарата: Тарас Станиславович Федотов, наш замруководителя Аппарата, Сергей Анатольевич Андрианов, начальник Управления защиты социальных прав, Константин Эдуардович Ермолин, начальник Организационно аналитического управления. Всех представлять не буду, вы всех знаете. И также у нас с Анной Рафаиловной прибыла Наталья Ивановна Авдошина. Здравствуйте, Наталья Ивановна! Спасибо большое, что нашли время, несмотря на то что сегодня пятница, лето, хорошая погода, началось ЕГЭ, и у всех огромное количество дел, что вы сегодня с нами для того, чтобы обсудить архиважную тему, наверное, для всех нас, для нашего общества, для государства. Это защита прав многодетных семей. В прошлом году по инициативе Президента Российской Федерации приняты исторические поправки в Конституцию России, которые направлены в том числе, и, может быть, главным образом на развитие демографического потенциала нашей огромной страны и на поддержку семей с детьми, многодетных семей. Помимо этого, у нас увеличен наш материнский капитал был, расширены возможности его получения. И сегодня, как показывает наша практика обращения к Уполномоченному по правам человека, для людей очень важно расширить формы использования материнского капитала. Вчера в Калуге проходила конференция омбудсменов Центрального федерального округа, где также по поручению Татьяны Николаевны, Уполномоченного, присутствовал, выступал. И вот из двадцати с лишним выступлений омбудсменов наших практически в каждом звучала тема защиты прав семей с детьми, и материнского капитала, и поддержки молодых семей, что еще раз подчеркивает важность нашей сегодняшней встречи. И по результатам встречи мы, конечно же, подготовим доклад Татьяне Николаевне, нашему Уполномоченному, с тем, чтобы дальше она могла выйти с предложением о совершенствовании законодательства, как это предусматривает наш федеральный конституционный закон, – в Парламент, в Правительство и на самый высокий уровень руководителей нашего государства. Но, прежде чем преступить к обсуждению и передать слово нашим экспертам, разрешите мне выполнить приятную миссию: у нас у Натальи Валерьевны Колотовой был день рождения буквально на днях, поэтому от всего сердца поздравляем Вас!

Н.В.КОЛОТОВА: Спасибо!

И.В.ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ: И Вам вот такие красивые цветы от всего коллектива, от Татьяны Николаевны! С Днем Рождения! Итак, большое спасибо! Уважаемые коллеги, у нас была повестка разослана заранее вместе с материалами. Собственно говоря, в повестке у нас один вопрос – обсуждение предложения о расширении перечня направлений, распоряжений средствами материнского (семейного) капитала. Если нет возражений, предлагается ее принять за основу и по ней начать работать. Поддерживаете? Ни у кого нет возражений? Тогда с вашего разрешения передаю слово для выступления по существу нашего вопроса начальнику Управления защиты социальных прав Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Сергею Анатольевичу Андрианову. Сергей Анатольевич, пожалуйста, Вам слово.

С.А.АНДРИАНОВ: Уважаемые коллеги…

И.В.ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ: Регламент!

С.А.АНДРИАНОВ: Начиная с 2006 го года в российском законодательстве имеется дополнительная мера социальной поддержки семей с детьми. Это материнский или семейный капитал. Введена законом, Федеральным законом от 29 декабря 2006 го года №256 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Право первоначально на получение материнского капитала… Право вообще имеют, значит, категории: женщины или мужчины. Женщины – это, которые родили первого ребенка до 2007 го года. И женщины, которые родили или усыновили второго и третьего ребенка тоже до 2007 го года, если они не воспользовались этим капиталом по первому ребенку. А также дополнительно сейчас расширено число лиц, которые имеют право: женщины, родившие или усыновившие первого ребенка, начиная уже с первого января 2020 го года; мужчины, которые являются единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей. Мужчины, которые являются также единственным усыновителем первого ребенка, если раньше не воспользовались этим средством, значит, на второго, третьего ребенка и последующих, которые с 2007 го года. Сейчас расширили число, и уже при первом ребенке с 2020 го года имеют право на получение капитала. До 2015 го года было предусмотрено три направления использования средств материнского капитала: это улучшение жилищных условий семьи; получение ребенком образования; и формирование накопительной пенсии для родителя. Впоследствии законодатель предусмотрел еще два направления использования средств материнского капитала. Это приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей инвалидов. Введена Федеральным законом в 2015 ом году. И еще одно направление — это получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Значит, у нас добавилось это направление в 2017 ом году. Итого, по состоянию на 18 ое мая, на сегодняшний день, 2021 го года, Федеральный закон содержит пять направлений использования материнского капитала: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком; формирование накопительной пенсии; приобретение товаров и услуг для реабилитации ребенка инвалида; и получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Значит, к Уполномоченному поступают обращения по вопросам семейного, материнского капитала. Это вопросы, связанные с правом на получение, со своевременностью его получения. Только с января по май 2020 го года поступило порядка семи таких обращений. Проблема семейного капитала находится в сфере внимания Уполномоченного уже не первый год. Так, в докладе о деятельности Уполномоченного за 2018 ый год Уполномоченный рекомендовал Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о предоставлении семьям с детьми возможности распоряжения средствами материнского капитала на оказание ребенку медицинской помощи. В том числе на получение высокотехнологической медицинской помощи, диагностики, восстановительного, реабилитационного, операционного лечения детей и на закупку расходных материалов для оперативных вмешательств у детей с врожденными дефектами развития опорно двигательного аппарата и аномалиями развития головного мозга и других органов, а также на возмещение расходов, связанных с приобретением по рецепту врачей лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых лекарственных средств. Вот такие были предложения у Уполномоченного. Вы все знаете, что каждое предложение Уполномоченного по поручению Президента рассматривается соответствующими органами власти, кому оно адресовано. Реакция была, скажем так, двоякая. Вот, допустим, Минтруд на это предложение Уполномоченного сказал, что расширение перечня направлений распоряжения средствами материнского капитала на лечение детей нецелесообразно, поскольку оказание медицинской помощи гарантировано государством. Кроме того, это приведет к перекладываю расходных обязательств государства в сфере охраны здоровья детей на родителей, и поэтому они не поддерживают.

Минздрав отреагировал следующим образом: к нам не поступали жалобы от родителей на отказ в оказании медицинской помощи по высокотехнологической медицине. Объем поставок лекарственных препаратов формируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитных бюджетных обязательств, которые доведены Минздраву на покупку лекарственных препаратов. Также, по мнению Минздрава, государство обеспечивает это направление. Допустим, на основании указа Президента Российской Федерации уже в 2021 ом году – от 5 января 2021 го года – создан Фонд поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими орфанными заболеваниями. Этот Фонд называется «Круг добра». Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2021 го года утверждены правила приобретения лекарственных препаратов и медицинских изделий для конкретного ребенка с тяжелым жизнеугрожающим и хроническим заболеванием, в том числе редким орфанным заболеванием, либо для групп таких детей – перечень заболеваний, с которыми помогают в указанном Фонде… установлен перечень заболеваний и перечень лекарств. Я могу их привести, но думаю, нет смысла переводить. Здесь порядка десяти диагнозов, по которым этот Фонд помогает и семь позиций по лекарствам. То есть из ответов получается, что все хорошо: государство работает в этом направлении, выделяются деньги, создаются фонды и не надо родителям тратить необоснованно деньги на эти направления. Вместе с тем, по нашему мнению, актуальность указанных предложений, которые мы делали еще в 2018 ом году, сохраняется. К Уполномоченному продолжают поступать обращения в защиту прав детей на охрану здоровья и медицинскую помощь, в том числе на обеспечение лекарственными препаратами страдающих орфанными заболеваниями, специальной мышечной атрофией, сахарным диабетом, муковисцидозом и так далее. Одна из причин, может быть, – это недостаточность финансирования. Так многие люди и пишут, и обращаются: вот нам не предоставляются, медицинские организации ссылаются на недостаток средств. Так, только по этим вопросам, что люди не могут получить лекарственные препараты, почти десять человек уже с начала этого года обратились. И по вопросам оказания высококвалифицированной медицинской помощи несовершеннолетним -больше двадцати с января поступило к нам обращений. Таким образом, представляется актуальным все таки вернуться к этому вопросу и расширить перечень направлений использования средств материнского (семейного) капитала, в том числе на получение высокотехнологической медицинской помощи и, соответственно, диагностики восстановительного, реабилитационного, операционного лечения детей, в том числе, которые имеют врожденные дефекты различных органов, и на возмещение расходов, связанных с приобретением лекарственных средств. Мы думаем, мы считаем, что, если реализовать эти инициативы, они найдут положительный отклик в обществе и помогут сохранить жизни многих детей. Для чего мы сегодня собрались, Илья Валентинович уже сказал: для того, чтобы обсудить эти проблемы и получить ваши отзывы. Поэтому все наши выступления, которые сегодня прозвучат от уважаемых экспертов и коллег, мы потом попросим, я думаю, отразим это в решении, чтобы были представлены в письменном виде. А мы будем обобщать. Также я полагаю, что необходимо для изучения масштаба проблемы не только на уровне федерального Уполномоченного, но и в регионах запросить информацию от региональных Уполномоченных о количестве обращений, которые связаны с невозможностью получить высококвалифицированную медицинскую помощь и обеспечение лекарствами. Доклад закончил. Спасибо за внимание!

И.В.ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ: Большое спасибо, Сергей Анатольевич за такое содержательное выступление и за то, что соблюдали регламент, что немаловажно! На самом деле сверхактуальная тема, как отметила Татьяна Николаевна, выступая в Государственной Думе при назначении на второй срок или второй период полномочий в качестве Уполномоченного по правам человека, Уполномоченный всегда на стороне слабого. К сожалению, несмотря на все меры государственной поддержки, которые сегодня многократно увеличены и расширены, как всегда, есть небольшая группа, которая выпадает из этих мер поддержки, и нам очень важно действительно их не забыть, тем более что такие обращения к нам поступают, хоть и не так много, слава Богу, как по некоторым другим вопросам. Но от этого они не менее острые и кричащие. Наталья Валерьевна, Вам передаю слово для дальнейшего ведения, как координатору нашей секции.

Н.В.КОЛОТОВА: Спасибо большое, Илья Валентинович!

И.В.ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ: Пожалуйста! У нас вот есть желающие выступить.

Н.В.КОЛОТОВА: Да, с начала я хотела бы поблагодарить всех собравшихся. И вообще очень приятно наконец то встретиться, так сказать, вживую, и наш Экспертный совет долгое время существовал в виртуальном режиме: присылались документы, мы как¬ то реагировали на это, но ничего не заменяет, как известно, живое общение – посмотреть друг на друга, почувствовать, что мы не одиноки в своих чаяниях и стремлениях. Это очень важно, поэтому очень хочется надеяться, что постепенно наш режим общения из вот такого гибридного очно заочного будет все более более дружеским, и совместные встречи перейдут в такие важные документы, на подготовку которых нас сейчас сориентировал Сергей Анатольевич. Действительно проблема, которую мы сейчас обсуждаем, крайне важна. На самом деле, несмотря на многочисленные документы государственного уровня, которые принимаются, проблема остается и, если говорить с живыми людьми, а они говорят о том, что вот на это нам бы хотелось потратить материнский капитал, и на это хотелось бы иметь возможность, и тут нам отказали в том, чтобы потратить эти деньги, предоставленные государством на наших детей, и там нам не разрешили использовать этот материнский капитал, скажем, в частном образовательно учреждении или в частном медицинском учреждении. Поэтому, конечно, хотелось бы сейчас собрать мнения всех экспертов, чтобы потом Татьяна Николаевна могла наше консолидированное мнение представить на высшем государственном уровне и получить какой то отклик и какую то поддержку. Поэтому давайте будем продолжать наше обсуждение, и сейчас я с удовольствием предоставлю слово доктору медицинских наук, профессору, члену нашего Экспертного совета Анне Рафаиловне Вирабовой. Пожалуйста, Анна Рафаиловна!

А.Р.ВИРАБОВА: Уважаемые члены Экспертного совета, уважаемые коллеги, тема необыкновенно интересная, а, главное, важная. Сегодня мы уже заслушали о том, что использование материнского капитала предполагается в настоящее время только по четырем направлениям: приобретение жилья и улучшение жилищных условий – понятно, это важно для каждой семьи; формирование накопительной пенсии тоже для мам важно, но могу вам сказать, по статистике, которая сейчас существует в Российской Федерации, мамы, как правило, не задумываются о своей накопительной части пенсии, и многие мамы вообще не думают о том, как будет складываться их пенсионный возраст, потому что очень много проблем в каждой семье в настоящее время – проблем образовательных, проблем со здоровьем детей. И чем далее, чем больше расширяется технологически наша окружающая жизнь и пространство, тем более, как ни странно, усугубляется состояние здоровья детей. Вот в этом есть прямая зависимость. Эта зависимость уже описана в медицинской литературе, она указывается и в образовательных статьях, которые пишут наши профессора и доценты из Московского педагогического университета, потому что дети приходят в образовательные учреждения уже с проблемами здоровья. И сейчас, если мы говорим о здоровьесбережении, этот вопрос стоит не в отдельных учебных заведениях, а в достаточно многих, почти во всей России, потому что действительно население наше больше болеет, и болеют именно дети. И, конечно, формирование накопительной пенсии, я все об этом хочу сказать, как то отходит на второй, на третий на последний план у каждой мамы. Приобретение товаров и услуг для детей-инвалидов. Конечно, этим пользуются. Но мы понимаем, что не в каждой семье и, может быть, не так много, по статистическим данным, детей инвалидов, которых нужно обеспечивать, и мамы на это затрачивают материнский капитал. Ну, и ежемесячные выплаты семьям с детьми. И не надо забывать в этом смысле, что кроме этих ежемесячных выплат, на которые может затрачиваться материнский капитал, вы слышите все нашего Президента и знаете все распоряжения, которые он дает, значительно увеличены выплаты на детей до 3 х лет, на детей до 5 ти лет, до одного года, и каждая семья, в общем то, сейчас имеющая детей, получает от государства помощь и поддержку, выплаты на каждого ребенка. А вот по поводу оказания высокотехнологичной, технологической медицинской помощи, и, там, на оперативное вмешательство, на какое то специальное лечение – это очень серьезный вопрос. И возмещение расходов, которое предлагает Уполномоченный по правам сегодня, я считаю, что это не просто важный, это необходимый вопрос, который мы должны рассмотреть. Почему он необходим к рассмотрению? Потому что, даже если министерства, такие как Министерство труда, например, говорит о том, что государством медицинская помощь гарантирована. И Министерство здравоохранения говорит: нет, не надо этого делать, медицинская помощь и лекарственные препараты обеспечиваются, и все государством гарантировано.

Уважаемые друзья, почему в таком случае мы видим такое огромное количество обращений не только с орфанными заболеваниями, очень редкими, но и с другими заболеваниями при необходимости проведения оперативного вмешательства: имплантация костного мозга и так далее? Почему мы видим такое большое количество обращений в средства массовой информации, например? Мы все смотрим либо телевидение, либо компьютер и видим, какие огромные огромные деньги требуются для приобретения редких препаратов, которые необходимы не только при орфанных заболеваниях, а даже при обычных заболеваниях, которые могут быть в тяжелой форме, либо могут быть в хронической форме. И в этом случае для каждой семьи это большая проблема! Это проблема семьи. Это горе семьи. И в этом случае я считаю, что нужно помочь семьям! Тем более если люди обращаются, они в первую очередь обращаются к тому, кто не может им отказать. А кто не может им отказать? Конечно, не может им отказать и выслушает обязательно – это Уполномоченный по правам. Потому что, если человек обращается, он должен быть уверен в том, что права гражданина России будут поддержаны, и это делает Уполномоченный по правам, поэтому к нему и обращаются. И, конечно, создан Фонд «Круг добра». Я хорошо об этом знаю, сегодня мы это слышали дополнительно. Это те заболевания, которые встречаются крайне редко. И могу вам сказать, что в этом законе их не так много. Кто знает закон, и кто его изучает, внимательно посмотрите: там не так много заболеваний. А обращений по заболеваемости детей с самыми различными, и в том числе тяжелыми заболеваниями, очень высокое. И если родители хотят использовать данные государством средства на то, чтобы купить эти дорогостоящие препараты, я считаю, что Татьяна Николаевна Москалькова абсолютно права, – этих родителей нужно поддержать. И самое главное в том заключается, что… вернее не самое главное, а одно из важных… Один из важных моментов заключается в том, что мы не поддерживаем расширение финансирования, мы поддерживаем вариативность возможности использования одно и того же материнского капитала. Давайте дадим право семье, право маме. Право использовать так, как она решит. Если в каждой семье самое ценное – это ребенок. И мы с вами это видим, я уже об этом говорила. Когда ребенок болеет, обращаются во все фонды, не только в «Круг добра», обращаются в фонд Хабенского, самые разные фонды другие, Фонд «Алеша» и так далее. И собирают деньги всем миром, а потом мы в Интернете видим критику вообще этих обращений: ну, что ж такое, почему государство не обеспечивает? У нас медицинская помощь должна быть обеспечена от государства каждому гражданину и каждому ребенку. Так вот, наверно, надо помочь родителям сделать выбор к тому, чтобы не только фонды им помогали, не только всем миром по сто рублей собирали. Если государство и Президент дают возможность распорядиться, дают возможность, самое главное, средства, то пусть распорядятся! Пусть семья распорядится так, как ей удобно. Вариативность возможности использования этих средств денежных – я считаю, что надо поддержать. Поддержать ту просьбу каждого гражданина, ту просьбу каждой семьи, которая имеет детей, использовать по своему усмотрению, в частности, на медицинские цели. Я думаю, что по решению нашего нынешнего кворума мы должны этот вопрос не просто рассмотреть и сделать соответствующие предложения. Тем более, еще раз повторюсь, дополнительно финансирование не потребуется, а расширяется вариативность возможности использования материнского капитала. И дать возможность каждой нормальной семье, где ребенок – самое главное, и когда он болен, родители идут на все абсолютно: обращаться в фонды, и так далее, и в СМИ, решить самостоятельно, как использовать те средства, которыми их обеспечило государство, наше Правительство и Президент России. У меня такое предложение. Спасибо большое за внимание!

Н.В.КОЛОТОВА: Спасибо большое, Анна Рафаиловна! Нельзя не поддержать это предложение. И вот кто еще хотел бы высказаться? Игорь Геннадьевич? Дудко Игорь Геннадьевич, Вы хотели что то сказать?

И.В.ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ: Игорь Геннадьевич?

Н.В.КОЛОТОВА: Вы с нами, Игорь Геннадьевич?

И.В.ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ: Игорь Геннадьевич, Вы нас слышите?

И.Г.ДУДКО: Да да, я с вами!

Н.В.КОЛОТОВА: Да! Можно предоставить Вам слово?

И.Г.ДУДКО: Да, спасибо!

И.В.ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ: У нас уже в режиме свободной дискуссии.

И.Г.ДУДКО: Да, конечно!

Н.В.КОЛОТОВА: Спасибо большое! Тогда я с удовольствием предоставлю слово Игорю Геннадьевичу Дудко, руководителю Научно образовательного центра по правам человека в Российской Федерации Университета имени Кутафина, члену нашего Экспертного совета. Пожалуйста, Игорь Геннадьевич, слушаем Вас!

И.Г.ДУДКО: Благодарю Вас за предоставленное слово! Я хотел бы, прежде всего, отметить, что тема, которая поднимается сегодня на заседании Экспертного совета, является не просто важной, а конституционно важной, и фактически речь идет о выполнении, наверно, главного конституционного требования, конституционного обязательства государства – это развитие государства как социального. И развитие этого государства не завтра, а сегодня. Именно этим государство занимается сегодня. И одно из таких, одна из таких целей – это, все таки, создание условий, которые бы обеспечивались семьям, и здесь, пожалуй, самой важный акцент – это достойное условие жизни, ничто иное, как достойное условие жизни. И вот эти достойные условия, к сожалению, не являются строго понятийным законодательным таким, выработанным окончательно. В науке тоже нет этого четкого критерия, что является достойным. Мы понимаем, что есть минимальные условия, минимальное обеспечение и так далее. Но совершенно очевидно, что речь идет о тех, том уровне критерия обеспечения семей с детьми и особенно многодетных семей, которые должны, наверное, прежде всего, обеспечивать не сверхцели, какие то давние, извините, дальние цели, связанные, с вопросами, может быть, одной, в рамках одной семьи, а понятие дальней цели, обеспечения достойного уровня, для того, чтобы государство смогло выработать эти общие критерии. И здесь мне представляется, и, по всей видимости, законодатель исходит из того, что он считает на сегодняшний день возможным. Это позиция законодателя. Однако уже практика применения закона, о котором мы сегодня говорим, 2006 го года, показывает и свидетельствует о необходимости расширения применения средств материнского капитала, с одной стороны. И здесь наблюдается в общем то уже накопление опыта и оценки — вот такой плюральности. С другой стороны, я совершенно разделяю позицию, которая была высказана Анной Рафаиловной, о том, что должно быть предоставлено…вариативная… Да? Вариативная, как Вы сказали очень точно, возможность использования капитала. Здесь мы полагаемся на опыт как самих родителей, исходя из их разумности и представления о том, чем должны быть обеспечены дети и семьи – как правило, это две основные позиции. В каждой семье хочется дать достойное образование и, безусловно, должна быть медицинская помощь обеспечена, сопровождение медицинское. И мне представляется то, что затронуто в предложениях Татьяны Николаевны и высказано в предложениях направлений использования материнского или семейного капитала на обеспечение высокотехнологичной, особенно, медицинской помощи с установлением механизмов, возможно, возврата, является абсолютно актуальным. Что бы я хотел высказать? Мне кажется, нужно еще, конечно, провести мониторинг и некие статистические данные по обращениям граждан, семьей, имеющих, особенно многодетных семей, потому что здесь есть специфика очень большая и особенности. И к этому, несомненно, должны подключиться уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации. Я искренне разделяю не просто озабоченность, а государственное такое… выстраивание государственной позиции о необходимости создания более эффективного механизма, который бы обеспечивал использование материнского капитала в интересах семей, которые, разумеется, никак не могут идти вразрез интересами государства. Вот над механизмами здесь должен размышлять и законодатель в сотрудничестве с правоприменителями, с органами исполнительной власти. Благодарю вас за внимание!

Н.В.КОЛОТОВА: Спасибо большое, Игорь Геннадьевич! Действительно насчет механизмов контроля, видимо, придется задуматься отдельно, и в том числе и нашему Экспертному совету, если мы хотим, чтобы наши предложения были такими очень продуманными и взвешенными. То есть чем они будут детальнее и инструментально прописаны, тем, я думаю, ценность их только возрастет. Поэтому, конечно, каждый участник нашей сегодняшней дискуссии, все, кто сегодня не с нами, но с нами душой, мы всех попросим подготовить письменное заключение, чтобы потом аппарат Уполномоченного мог провести определенную, да, работу. Да, Анна Рафаиловна?

А.Р.ВИРАБОВА: По поводу контроля я в данном случае хочу добавить несколько слов о том, что, например, контроль использования материнского капитала в частных образовательных организациях, который сейчас используется, этот капитал, и заключаются договора на обучение с родителями именно за счет материнского капитала – контроль происходит Пенсионным Фондом. Очень строгий и очень четкий контроль! И в данном случае, наверно, надо будет определить орган, который будет записан в законодательстве, контролирующий ситуацию, связанную с нынешним предложением, которое сегодня мы обсуждаем: с оплатой и вариативностью распределения материнского капитала. В том числе и на оплату лекарственных препаратов. Спасибо!

Н.В.КОЛОТОВА: Спасибо! Это существенная реплика. Давайте продолжим в режиме свободного обсуждения нашу дискуссию. Пожалуйста, Тарас Станиславович, да? Федотов Тарас Станиславович, заместитель руководителя рабочего аппарата Уполномоченного.

Т.С.ФЕДОТОВ: Спасибо большое! Прежде всего, хочу сказать, что Анна Рафаиловна буквально с языка сняла все вот те доводы, которые она привела. Это было и мое мнение. Что хотелось бы добавить к этому? Действительно вот те минусы, которые нам транслируют профильные министерства по этому вопросу, прежде всего, определенного рода дублирование: они видят обязанность государства и некий такой, теоретический перевод их в права граждан. То есть такая общетеоретическая конструкция. Я думаю, что какой то особой не выдерживает она критики. С учетом того, что права человека являются у нас общеопределяющими, да? И, собственно, вся деятельность государства, она построена вокруг прав человека. И те полномочия, которые определены для оказания вот этой медицинской помощи и закупки лекарств, да, - с государства, конечно же, эта обязанность не снимается. Более того, несмотря на то, что предлагаем расширить перечень распределения материнского капитала, с Уполномоченного ни в коем случае, конечно же, не будет сниматься тот контроль, который осуществляется за профильными министерствами. И в настоящее время мы видим, что и вот те пятнадцать процентов налога, да, которые… увеличение налога для определенной категории лиц, они пошли как раз-таки непосредственно на вот эти цели, о которых мы говорим сейчас, куда можно направить средства материнского капитала. Поэтому здесь важно Уполномоченному не ослаблять деятельность в этом направлении, чтобы и государство обеспечивало защиту граждан, медицинскую помощь. Да, и то, что уже было сказало, то, что действительно Уполномоченный по правам человека пытается предоставить дополнительное право гражданину распоряжаться своим капиталом. Никто же не говорит, что это обязанность – можно пользоваться, а можно нет. То есть это на усмотрение, опять же, родителей, да, и никто не говорит, что сто процентов будет этим пользоваться. Посему, конечно же, поддерживается гражданину дополнительное право распоряжаться своим капиталом. Спасибо.

Н.В.КОЛОТОВА: Спасибо большое, Тарас Станиславович! Понятно, что действительно это право, а не обязанность. И, конечно, говоря о том, что мы предоставляем дополнительную возможность семье, мы говорим, прежде всего, о тех, кому эта возможность очень нужна, крайне нужна. Это действительно семьи с детьми, которые больны хроническими заболеваниями, какими то иными отягощениями по здоровью. И поэтому, конечно, тут мы предоставим возможность просто, я считаю, что очень правильную. В общем, я по себе могу сказать: я, как мама ребенка с сахарным диабетом, очень хорошо понимаю, сколько что стоит. И в том числе я понимаю, что за счет государства покрывается только очень малая доля того, что приходится расходовать на поддержание здоровья ребенка. Я прекрасно знаю, сколько стоят инсулиновые помпы, сколько стоят расходники к ней, и что это не покрывается, далеко нет! Инсулиновые помпы у нас по прежнему остаются на обеспечении родителей. Поэтому, если бы у меня была такая возможность в свое время, я бы, конечно же, воспользовалась ей. И сейчас, конечно, хотела поддержать бы всеми силами это предложение. Чисто эмоционально. И как мама, и как профессионал, и как участник нашего Экспертного совета. Мы можем продолжить дискуссию. Надежда Алексеевна, Вы что то хотели бы добавить? Пожалуйста, предоставим слово Матвеевой Надежде Алексеевне, заместителю начальника Управления защиты социальных и культурных прав Аппарата Уполномоченного.

Н.А.МАТВЕЕВА: Спасибо! Спасибо, Наталья Валерьевна! Хотелось бы что добавить? Что действительно Уполномоченный, как сказал Илья Валентинович, на стороне слабых. И государство развивается и нацелено на развитие национальных проектов по демографии и политику детствосбережения. То есть здоровье и жизнь – это, конечно же, неотъемлемое, очень важное право. И все остальные вещи уже не будут важны, если ребенок болен, ему надо помочь. И мы все знаем и видим, ежедневно, наверно, все получают просьбы о помощи, смски в том числе, и тот же Фонд «Алеша» и так далее. Поэтому почему бы действительно не направить эти средства, государственные средства, в том числе и на оказание материальной помощи родителям, которые обращаются с криком о помощи к людям? Со своей стороны, мы прорабатывали вопрос по поводу направления средств на лечение и оказание высокотехнологичной помощи, вот как сказал, да, Сергей Анатольевич. Взгляды наших органов исполнительной власти достаточно консервативны. То есть вот есть определенные направления – вот здесь все хорошо. Шаг влево, шаг вправо, скажем, очень много направлений предлагается, вернее предложений, извините за тавтологию, в обществе о направлении средств материнского капитала. И, в том числе, и на приобретение автомобиля. И вот буквально недавно в течение двух дней я услышала, что Президент желает обсудить вопрос о направлении средств материнского капитала в том числе на ремонт. То есть эта мера пользуется популярностью в обществе. Семьи нуждаются в помощи государства. И речь действительно не говорит о расширении финансирования, а, как обозначила Анна Рафаиловна, как раз речь идет о вариативности. Ведь семьи разные, и в том числе проблемы разные. И почему бы, действительно, семьям самим не решить, как направить эти средства? И в том числе жизнь действительно не имеет большое значение, если не будет здоровья у ребенка, и его жизнь на этом заканчивается. Тогда смысл семьи тоже теряется. Действительно просила бы поддержать наших экспертов продумать этот вопрос. И, вероятно, у них будут еще какие то предложения по направлению средств материнского капитала, то есть мы тоже будем рады эти предложения от вас принять, обсудить и доложить Татьяне Николаевне.

Н.В.КОЛОТОВА: Ну конечно! Спасибо, спасибо большое, Надежда Алексеевна! Конечно, разные варианты! То есть сейчас самые очевидные мы обсуждаем. Но, может быть, действительно родятся иные какие-то предложения, и все их будем обсуждать. Давайте предоставим слово Наталье Ивановне Авдошиной, заместителю директора школы по дополнительному образованию Центра образования «Самсон». И какое у нее предложение по этому вопросу?

Н.И.АВДОШИНА: Уважаемые коллеги! Я хочу поддержать те предложения, которые здесь прозвучали! Безусловно, материнский капитал – это очень важное подспорье для любой семьи. И использование его во всех направлениях, которые сейчас предоставляет государство, – это очень важно. Но я думаю, что обсуждаемый сегодня вопрос, вопрос помощи больным детям, детям, которые нуждаются в высокотехнологичной помощи, в приобретении тех лекарств, которые, к сожалению, в перечень особо важных не входят, это наиболее важный. Мы все родители, мы мамы, мы папы, мы дедушки, бабушки. Мы понимаем, когда болен ребенок, родители должны, наверно, во всех колокола стучать, чтобы добиться этой помощи. Поэтому, если Уполномоченный по правам человека – это именно тот человек, который защищает каждого, кто обратится, должны поддержать это предложение. У меня только одно – обязательно поддержать это предложение, чтобы оно вошло и стало нормой для любого желающего, любой семьи! Семья решает, куда потратить эти деньги! Я, может быть, соглашусь с тем, что тот капитал материнский – это не столь большая сумма, чтобы покрыть, наверно, все расходы, если ребенок заболел. Но, поверьте, это будет очень важная необходимая помощь. И я думаю, что эту помощь обязательно надо оказывать и поддержать сегодняшнее предложение, чтобы это вошло уже и стало нормой для любой семьи. Спасибо!

Н.В.КОЛОТОВА: Спасибо большое, Наталья Ивановна! Кто нибудь еще хочет из экспертов высказаться на эту тему? Анисим Иванович, нет желания?

А.И.ЭКИМОВ: Нет нет, пока нет. Отлично идет.

Н.В.КОЛОТОВА: Спасибо! Да. Тогда Илья Валентинович!

И.В.ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ: Спасибо большое, Наталья Валерьевна! Уважаемые члены Экспертного совета, просто хотел, реагируя на те выступления, которые прозвучали, доложить, что у нас еще были направлены предложения ряду членов секции нашей и другим членам совета. Там достаточно большой у нас получился список. И многие из тех, кто сегодня не смогли присутствовать, они с утра отзвонились, что мы в письменном виде дадим предложения. В частности, Уполномоченный по правам человека в городе Москве Татьяна Александровна Потяева, Уполномоченный по правам человека в Московской области Екатерина Юрьевна Семенова и ряд других наших уважаемых коллег. И не только по данной инициативе, но и по другим возможным сферам расширения использования, потому что не зря мы сегодня тему нашего совета обозначили несколько шире: не только по медицине, но и в целом. Поэтому, конечно, здесь мы все обязательно обобщим и уже комплексные предложения доложим Татьяне Николаевне. Вот мы также обсуждали, что в Институте Государства и права у нас очень мощные есть специалисты по этой теме. Поэтому надеемся на вашу экспертную поддержку. И, конечно, очень важно было бы помимо регионов, мы с Натальей Валерьевной обсуждали, посмотреть и зарубежный опыт. Нам, в первую очередь нашему аппарату. Сергей Анатольевич, это наша зона роста. И, Константин Эдуардович, Вас тоже попрошу подключиться, как начальника аналитического управления, посмотреть вообще, как в других государствах, есть ли аналогии? И, может быть, мы здесь для себя тоже что то почерпнем, потому что в нашем материале, насколько я помню таких отсылок нет. Может быть, его и нет, этого опыта, а, может быть, и есть. Надо нам обязательно это дело использовать. Спасибо!

Н.В.КОЛОТОВА: Спасибо, Илья Валентинович! Ну, если нет иных предложений, мы можем, наверно, обсудить наше решение, и каким то образом уже пойти работать над тем, как материнский капитал структурировать по иному. Значит, в качестве предложений мы еще раз напоминаем участникам нашего Экспертного совета о том, что просим всех предоставить свои письменные предложения, замечания и варианты для того, чтобы их могли обобщить. Сергею Анатольевичу, конечно же, это все поручим, об использовании средств материнского и семейного капитала. И срок вот предлагается до 18 ого 06 го. Да, я так понимаю? Ну, то есть месяц практически. 18.06…это вы уже будете обобщать. Ага, хорошо! Значит, да. В общем, две недели, я думаю, нам хватит с вами для того, чтобы сформулировать предложения, замечания. Ну если будет работа по международному опыту, может быть, затянем немножко. Но это будет не так много. Хорошо! Значит, за две недели мы подготовим наши предложения. В адрес Сергея Анатольевича мы их вышлем. А дальше до первого числа мы попросим Сергея Анатольевича уже эти обобщения, такое обобщение сделать. И уже потом представить общий вариант для согласования такого уже в режиме онлайн только. Хорошо?

А.Р.ВИРАБОВА: Можно я еще добавлю?

Н.В.КОЛОТОВА: Да.

А.Р.ВИРАБОВА: Я хотела бы еще раз повторить о контролирующем органе. Здесь правильно было сказано, потому что во избежание возможных, так скажем, нецелевых видов использования: мы можем себе представить ситуацию сговора, например, родителя с врачом поликлиники, который выписывает медицинские препараты для ребенка, и другие формы, я сейчас не буду их перечислять. Формы возможности получения рецептов на приобретение сложных препаратов и использование капитала именно на их покупку. Я думаю, что нужно прописать. Сейчас это, кстати говоря, абсолютно просто делается, проверяется все очень просто, потому что есть прямая связь между аптечной сетью, между прикрепленными поликлиниками, и все можно абсолютно точно отследить, узнать пусть движения лекарственных препаратов, какому ребенку они были выписаны, насколько они были актуальны, эти препараты, и были ли затрачены средства именно на приобретение, а не просто на выписку рецептов и получение этих средств, быть может, в каком то другом месте. Понимаете? Как механизм осуществляться будет? Каким образом? Это будут бесплатные рецепты или это будет выдача денежных средств, которые будут уже мамой вручную или, там, на карту выдаваться в аптеке за приобретение, за покупку этих препаратов, за лекарственные препараты? Вот эти нюансы – их нужно продумать. Обязательно! Потому что для того, чтобы все целевым путем использовалось, конечно, нужно все эти моменты предусмотреть. И контроль, который сегодня здесь обсуждался, очень в этом случае важен! Спасибо за внимание!

Н.В.КОЛОТОВА: Спасибо, Анна Рафаиловна. Конечно, я думаю, что ценность наших предложений, если будут варианты контроля тоже прописаны, она увеличится. Поэтому, да, если с точки зрения административной, мы сможем это сделать – это будет самым лучшим вариантом, дополняющим просто наши мечтания о том, чтобы расширить предложения по использованию материнского капитала. И, конечно, мы еще попросим аппарат Уполномоченного провести мониторинг по обращениям. В субъектах федерации есть ли такие обращения по материнскому капиталу, по расходованию на лечебные средства или на реабилитацию ребенка, если это необходимо. И тоже, значит, Сергею Анатольевичу это все представить. А мы в Институте государства и права попробуем посмотреть зарубежный опыт, насколько это возможно. Во всяком случае, весь мир не посмотрим, но на Европу поглядим. Так что все, что сможем, то сделаем. Если нет других предложений, то, наверное, будем заканчивать, да, Илья Валентинович?

И.В.ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ: Можно еще? В разном.

Н.В.КОЛТОВА: Да, конечно!

И.В.ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ: Большое спасибо, Наталья Валерьевна! Уважаемые коллеги! В разном, если можно, довести информацию по двум вопросам. По поручению нашего заместителя председателя Экспертного совета Черникова Валерия Васильевича хотел бы проинформировать, что наш коллега, профессор Баранов проводит 22 го–25 го сентября в Нижнем Новгороде международный научно практический форум «Юртехника» в формате круглого стола, в жанре дискуссионного клуба на тему: «Правотворческая доктрина, практика и техника». И всех просил пригласить к участию желающих в формате очном, ВКС или формате публикации в замечательном сборнике, который, вы знаете, традиционно выходит целая книга по результатам этой конференции. Соответствующее информационное письмо Владимир Михайлович рассылал. Но мы со своей стороны еще членам секции и вообще членам Экспертного совета, Александр Сергеевич, надо будет эту информацию по электронной почте довести. И в том числе там сейчас впервые такая новая инициатива проводится – конкурс, в преддверии этого форума на лучшую дефиницию правовую. Там есть положение, определены задачи этого конкурса, поэтому кто желает, тоже можно принять участие. Это первое. И второе: хотел поблагодарить всех членов секции, которые любезно предоставили предложения в план работы секции до конца этого года. Мы их добросовестно обобщили, сделали сводный план, чтобы сильно не формализовать этот процесс. Но тем не менее понимать, куда мы движемся. У нас появился сводный план работы Экспертного совета, который пока у нас еще в проекте. Мы его тоже разошлем. Если будут какие то дополнительные предложения по проведению секций, по другим видам работы, там у нас не столько упор делается на очные заседания, с учетом занятости и все таки продолжающейся пандемии и других вопросов, сколько на работу экспертов в плане подготовки заключений по актуальным вопросам и других направлений деятельности. Но также запланировано еще до конца года провести одно два заседания в очном и гибридном формате. Поэтому будем здесь тоже благодарны за ваши идеи и предложения – на этот год, на следующий год, если на этот не успеем. Поэтому соответствующий материал тоже разошлем. И по результатам сегодняшнего заседания, секции будет сделана стенограмма, решение, протокол сегодняшний, сегодняшнего заседания. И разосланы всем членам секции для возможного использования при подготовке предложений. Сегодня очень интересные идеи звучали. Прошу до конца следующей недели…Мы две недели даем на предложения. Давайте до среды постараемся сделать, Александр Сергеевич. Протокол мы, собственно говоря, быстрее сделаем, сегодня сделаем, а стенограмму до среды, чтобы нам разослать всем членам Совета. Постараться сделать и разослать, чтобы все могли ее использовать в своей работе. Большое спасибо! Если других замечаний и предложений нет…

А.Р.ВИРАБОВА: Предложение – принять!

И.В.ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ: Да! Тогда принять за основу наше решение, доработать его. И нашим ответственным сотрудникам, конечно же, его выполнить, собрать все наши предложения уважаемых членов совета. И подготовить доклад Уполномоченному с последующим уже выходом на предложение руководству нашего государства. Большое всем спасибо еще раз, что нашли время, собрались! Очень рады вас видеть, как всегда! И самые лучшие пожелания от Татьяны Николаевны. Она, к сожалению, сегодня не присутствует, не смогла. Но очень благодарна всем, кто нашел возможность принять участие. Спасибо!

Вернуться к списку статей...